Уральский Институт безопасности

УрИБ

8-922-144-33-93

8 (343) 361-44-63

время звонков с 08-00 до 17-00

(время московское)

УрИБ

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Для выбора интересующего курса из списка, можете воспользоваться поиском. Если у Вас возникли сложности при выборе названия курса, обратитесь по телефону 8-922-144-33-93 либо задайте вопрос по электронной почте uralinbez@yandex.ru

Золотухин А.А. «Расследовательская журналистика»

Золотухин А.А.

Расследовательская журналистика

Издательство ВГУ, Воронеж, 2016 год, 144 страницы.

Содержание

  1. Что такое журналистское расследование.
  2. Из истории расследовательской журналистики.
  3. Методика и этапы проведения журналистского расследования.
  4. Проблемы юридической и физической безопасности при проведении журналистских расследований.
  5. Расследовательская публицистика Владимира Галактионовича Короленко.
  6. Расследовательская деятельность Юрия Петровича Щекочихина.
  7. Написание заявки на журналистское расследование.
  8. Составление предварительных материалов журналистского расследования (досье и резюме).

Аннотация

Расследовательская журналистика была и остается одной из вершин мирового журнализма. Студенты факультетов журналистики всей планеты мечтают стать новыми Вальрафами, Вудвортами, Щекочихиными. Лучшие журналисты-расследователи своими произведениями заставляют уйти в отставку президентов и правительства, помогают правоохранителям по закону и по справедливости наказывать высокопоставленных коррупционеров и даже предотвращают фашистские перевороты. Сегодня в расследовательскую журналистику наряду с классическими методами и приемами работы пришли практически неограниченные возможности сетевого поиска информации и инструменты журналистики данных. Но такие качества журналиста-расследователя, как чувство справедливости, принципиальность, бескомпромиссное уважение человеческого достоинства, гуманизм, человеколюбие, наряду с аналитическим складом ума остаются неизменными требованиями во все времена. Перефразируя известное еще из советских времен крылатое выражение, у журналиста-расследователя всегда должны быть «чистые руки, горячее сердце, холодная голова».

Расследовательская журналистика в России имеет глубокие корни. Ее основы закладывали такие выдающиеся репортеры и очеркисты, как Владимир Короленко, Владимир Гиляровский, Влас Дорошевич и многие другие. Элементы расследовательской журналистики мы находим в творчестве российских гениев: Александра Пушкина, Михаила Салтыкова-Щедрина, Антона Чехова.

В новые российские времена определение журналистского расследования в отечественной теории журналистики складывалось совместно с американской журналистской практикой и теорией. Одно из лучших определений журналистского расследования в Америке дал бывший заместитель редактора-распорядителя газеты «Ньюс Дей» Роберт Грин. После знаменитого уотергейтского скандала он назвал журналистским расследованием «материал, основанный, как правило, на собственной работе и инициативе, на важную тему, которую отдельные лица и организации хотели бы оставить в тайне». Похожее, но развёрнутое определение расследованию дал преподаватель журналистики Бостонского университета Майкл Берлин, в конце прошлого века прочитавший курс лекций по расследовательской журналистике на факультете журналистики МГУ.

«Журналистское расследование, – считал он, – не может появиться на свет без инициативы, идеи и усилий со стороны журналиста. Это материал, обладающий высокой новостной ценностью и большой значимостью для общества. Расследование основывается на множестве источников информации – людях, документах и личном наблюдении. Во многих случаях на поверхность выплывают материалы, которые власти предпочли бы не раскрывать. Но иногда в материалах содержится информация, полученная непосредственно от представителей власти».

Английское слово «инвестигейшен» имеет два возможных варианта перевода на русский язык: как «расследование» и как «исследование». И в том, и в другом смысле журналистское расследование есть поиск и обнародование неких фактов, которые до поры до времени находились вне поля общественного внимания.

Чем же расследование отличается от других аналитических текстов? В обоих случаях в основе создания таких текстов лежит исследовательская работа, что, безусловно, встраивает журналистское расследование в аналитическую группу журналистских текстов. Но у журналистов-расследователей есть дополнительные задачи, более того – миссия: в ходе расследования они раскрывают злоупотребления, выявляют нарушения законов, норм поведения или даже правил приличия. А самое главное – устанавливают лиц, повинных в этих пороках! Решение этой задачи обязательно найдет противодействие со стороны героев расследовательских текстов. Журналистам наверняка будут мешать, создавать препятствия. И журналист вынужден будет эти барьеры преодолевать.

В отечественной школе журналистики о журналистском расследовании говорят прежде всего, как об особом методе журналистской работы. В чем же суть расследовательского метода? Чем отличается исследование от расследования? По мнению многих специалистов, расследование – это то же исследование, но обусловленное особыми обстоятельствами действительности. А именно наличием в ней негативных моментов, наносящих конкретный вред, однако не только не очевидных, но тщательно скрываемых. Препятствия, барьеры, противодействия открытые и скрытые – и будут этими особыми обстоятельствами.

В качестве особого предмета журналистского расследования некоторые специалисты обозначают коррупцию. Но дело в том, что до недавнего времени понятия «коррупция» де-юре в нашей стране просто не существовало. Депутаты Государственной думы Российской Федерации с 1992 года пытались дать юридическое определение этому «кричащему негативному явлению». И только в декабре 2008 года Президентом РФ было подписано принятие антикоррупционного закона, в котором такое определение дано.

«Коррупция, – гласит ФЗ РФ № 273 от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

На наш взгляд, предмет расследования все же шире, чем коррупция. Хотя, несомненно, коррупция в широком смысле, данном в новом законе – сердцевина большинства расследовательских текстов. Предмет расследования – нераскрытые ещё преступления, правонарушения и нарушения общепринятых норм в целом, с конкретными носителями которых нужно бороться прежде всего с помощью создания соответствующего общественного мнения. Отсюда у расследования и особые функции. Журналисту-расследователю необходимо не просто докопаться до сути, раскрыть социальное зло, но победить его, что означает всемерно содействовать наказанию и порицанию конкретных лиц, виновных в его осуществлении. Именно поэтому и возникает явное или тайное противодействие героев произведений их авторам – журналистам-расследователям.

Пособие отражает основу и структуру курса «Аналитическая и расследовательская журналистика», который входит в систему специальных дисциплин университетского журналистского образования. Учебный курс, в свою очередь, отражает историю, современное состояние и тенденции развития журналистского расследования в России и мире. Актуальность курса заключается в тесной связи исторических, теоретических и методологических разработок, посвященных журналистскому расследованию, и процессов, происходящих сегодня в практической расследовательской журналистике.

Он позволяет выработать у студентов представление о феномене журналистского расследования – одной из вершин мирового журнализма.

Целями и задачами лекционных занятий является:

– выработать у студентов представление о профессиональных возможностях аналитической и расследовательской журналистики;

– заложить теоретические, методологические и технологические основы для аналитической и расследовательской журналистской работы;

– ознакомить с сегодняшним состоянием и перспективами мировой и отечественной аналитической и расследовательской журналистики;

– ознакомить с творчеством лучших авторов в мировой и отечественной аналитической и расследовательской журналистике.

Лабораторные занятия позволяют:

– заложить методологические и технологические основы создания аналитических и расследовательских текстов;

– обеспечить экспериментальный процесс создания аналитических и раследовательских публикаций как под жестким руководством редактора, так и самостоятельно, как в составе временного трудового коллектива, так и индивидуально;

– обеспечить процесс подготовки материалов участников профессиональной творческой студии для конкретных СМИ;

– формировать умения самостоятельно анализировать журналистскую деятельность и журналистские произведения, оценивать, делать обобщения, аргументировать;

– овладеть методикой анализа аналитических и расследовательских текстов;

– познакомить студентов с лучшими журналистами-аналитиками и расследователями региональных СМИ, и их творчеством.

Пособие носит интерактивный характер. Во второй его части собраны дискуссионные материалы, а также алгоритмы первичных этапов работы над журналистским расследованием.

Создание сайта JellyWeb
error:

Есть вопросы?
Закажите обратный звонок!

Заказывая обратный звонок, посетитель сайта соглашается на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности Института.