Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище имени Ф.Э. Дзержинского
Адрес
Страна | Союз Советских Социалистических Республик |
Союзная республика | — |
Регион | — |
Район | — |
Населенный пункт | город Ленинград |
Улица | Адмиралтейский проспект |
Дом | 1 |
Краткая справка
В августе 1798 года, на основании Высочайшее повеление императора Павла I, в городе Санкт-Петербурге было открыто Училище корабельной архитектуры, которое расположилось в бывшем доме генерал-майора Григория Ивановича Бухарина по Екатерингофскому проспекту. Училище готовило специалистов для строительства и ремонта кораблей. В него принимались дети дворян, офицеров и солдат, умевшие читать и писать, обладавшие хорошим здоровьем и способностями. Срок обучения составлял шесть лет. Первый выпуск драфцманов (чертежников-конструкторов) из училища состоялся в августе 1805 года. В 1827 году училище было преобразовано в Кондукторские роты Учебного морского рабочего экипажа. Училище разделилось на высшее и низшее отделение. Высшее отделение готовило офицеров и кондукторов 1 класса в корабельные инженеры, а низшее отделение готовило унтер-офицеров в рабочие экипажи. Переменный состав рот (учебный экипаж) состоял из двух кондукторских рот и четырех мастерских. В марте 1828 год роты были переведены в здание Главного Адмиралтейства по Адмиралтейскому проспекту дом № 1. С 1832 года в ротах стали готовить корабельных механиков для управления паровыми машинами, а затем специалистов по морской строительной части. В феврале 1834 год состоялся первый выпуск инженеров-механиков флота.
В апреле 1856 года роты были преобразованы в Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства. С 1857 года в училище была прекращена подготовка морских строителей и училище стало готовить специалистов только по двум специальностям: инженер-кораблестроитель и инженер-механик. С 1860 года из училища выпускались специалисты в звании кондуктора корпуса корабельных инженеров и инженеров-механиков флота. В 1867 году училище было переименовано в Инженерное училище Морского ведомства, со сроком обучения четыре года. В Училище принимались по результатам конкурсного экзамена лица всех сословий в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет. В 1872 год училище было объединено с Штурманско-артиллерийским училищем и получило название Технического училища Морского ведомства, одновременно с этим училище было переведено в город-крепость Кронштадт Санкт-Петербургской губернии (Российская империя) и разместилось в Итальянском дворце по Поморской улице. В 1876 году училище было причислено к разряду высших учебных заведений и готовило следующих специалистов корабельные инженеры, инженеры-механики, штурманы и морские артиллеристы. Штурманский и артиллерийские отделы были закрыты в 1884 году. С 1886 года кондукторы по выпуску из училища получали звания: окончившие кораблестроительное отделение — младшего помощника судостроителя, а окончившие механическое отделение — младшего инженер-механика. Через два года выпускники училища получали преимущественное право на поступление в Морскую академию. В 1898 году в честь столетия со дня образования училище получило наименование Морского инженерного училища Императора Николая I. В 1906 году для выпускников училища вводятся звания корабельный гардемарин-судостроитель и корабельный гардемарин-механик. В апреле 1910 год для выпускников училища учрежден нагрудный знак. В сентябре 1917 года училище переехало в город Петроград в здание Политехнического института на политехнической улице дом № 29 и стало называться Морским инженерным училищем.
В августе 1918 года училище перебазировалось в здание Морского кадетского корпуса. 4 октября 1918 года училище было расформировано, но старшему курсу разрешили окончить образование. Воспитанники училища стали называться военморами (военными моряками) Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ). 27 июня 1919 года состоялся последний выпуск училища.
8 августа 1919 года личный состав расформированного училища был включен в состав Соединенных классов специалистов командного состава флота в качестве механического и кораблестроительных отделов. В октябре 1921 года классы были реорганизованы в Училище командного состава флота. В училище принимали лиц, окончивших Военно-морское подготовительное училище Управления военно-морских учебных заведений. 2 мая 1922 года было восстановлено Морское инженерное училище, которое разместилось в здании бывшей Покровской общины сестер милосердия на Васильевском острове. В училище были созданы три отдела: механический отдел, электротехнический отдел и кораблестроительный отдел. Срок обучения составлял от восьми месяцев до четырех лет. В сентябре 1925 года училище вернулось в здание бывшего Главного Адмиралтейства. В 1926 году училище перешло на пятилетний срок обучения, а для обучающихся было введено воинское звание «курсант». 29 апреля 1927 года училищу было присвоено почетное имя скончавшегося Председателя Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР Феликса Эдмундовича Дзержинского. В октябре 1929 года в произошло слияние механического и электротехнического отделов в электромеханический отдел. В 1930 году училище получило статус высшего учебного заведения, в училище организуются кафедры, учебные курсы преобразованы в дивизионы, которые делились на группы по специальностям, а классы стали делится на смены. Механический отдел был разделен на дизельный и паросиловой отделы. Также при училище были открыты политические курсы, позже ставшие самостоятельным учебным заведением. В июне 1932 года в училище организуется отдельная школа для подготовки начальствующего состава связи, которая впоследствии станет Высшим военно-морским училищем радиоэлектроники имени А.С. Попова. В 1939 году училище переименовывается в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского.
10 июня 1939 года училище было награждено орденом Ленина.
В марте 1941 года для организации летней практики курсантов на Чудском озере был создан учебный отряд кораблей училища, в составе канонерских лодок «Тарту», «Нарва», «Эмбах» и «Исса».
С началом Великой Отечественной войны в училище было сформировано два отдельных истребительных батальона Отдельной курсантской бригады военно-морских учебных заведений Балтийского флота, которые участвовали в оборонительных боях у города Кингисепп Ленинградской области (РСФСР, СССР) и на подступах к городу Ленинграду. В августе 1941 года училище было эвакуировано в город Правдинск Балахнинского района Горьковской области (РСФСР, СССР). После ускоренной двухмесячной общевойсковой подготовки в начале ноября 1941 года часть курсантов первого и второго курсов в званиях «старшина 1 статьи» и «главный старшина» были откомандированы в распоряжение командующих военными округами для формирования отдельных морских стрелковых бригад. В ноябре 1941 года курсанты четвертого курса были досрочно выпущены в воинском звании «младший инженер-лейтенант» и направлены на сухопутный фронт. В феврале 1942 года училище было перебазировано в город Баку (Азербайджанская ССР, СССР). В сентября 1943 года при училище были открыты курсы офицерского состава инженерно-корабельной службы. В ноябре 1943 года ученому совету училища было предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. 25 декабря 1943 года училищу было вручено Красное Знамя части. В 1943 году курсанты училища принимали участие в аварийно-восстановительном ремонте боевых кораблей Черноморского флота в городе Поти (Грузинская ССР, СССР).
23 июня 1944 года училище возвратилось из эвакуации в город Ленинград. После возвращения курсанты проходили боевую практику на линкоре «Петропавловск», учебном корабле «Комсомолец». 1 февраля 1945 года при училище были сформированы десятимесячные Курсы усовершенствования офицеров инженерно-корабельной службы (КУОИКС). 24 июня 12945 года сводный батальон училища участвовал в Параде Победы на Красной площади.
В период с 1948 года по 1951 год на базе двух факультетов училища были сформированы Ленинградское высшее военно-морское инженерное училище имени В.И. Ленина и Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. В апреля 1950 года был создан особый факультет для слушателей из дружественных стран. В 1951 году училищу был передан Инженерный замок для размещения в нем кораблестроительного и особого факультетов училища. В 1954 году при училище были сформированы курсы по подготовке специалистов судоремонтных предприятий. В 1956 году ученому совету училища было присвоено право принимать к защите диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук. В 1957 году был образован специальный факультет ядерных энергетических установок надводных кораблей и подводных лодок. С 1959 года при училище функционировали курсы инженеров-механиков по живучести кораблей и инженеров-энергетиков ядерных энергетических установок подводных лодок. Был открыт электротехнический факультет надводных кораблей, подводных лодок, а также комплексов и судов размагничивания кораблей. В 1973 году было открыто отделение заочного обучения. С 1975 года на кораблестроительном факультете была введена специальность «спасательно-судоподъемная, водолазная). На конец 1980-х годов в училище действовали следующие факультеты: факультет ядерных энергетических установок, электротехнический факультет, кораблестроительный факультет, отделение заочного обучения.
После распада СССР училище в 1998 году было переименовано в Военно-морской инженерный институт.
В училище реализовывались учебные программы по подготовке инженерного состава для ВМФ. Срок обучения в училище составлял пять лет.
Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца, вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища и офицерский кортик.
Выпускаемые специалисты
Инженер БЧ-5 корабля и подводной лодки | ||
Специалист по радиационной безопасности флота | ||
Инженерно-технический специалист проектных и научно-исследовательских институтов МО СССР | ||
Инженерно-технический специалист судов размагничивания | ||
Инженерно-технический специалист судоремонтных заводов МО СССР | ||
Специалист аварийно-спасательной и судоподъемной службы флота | ||
Специалист водолазной службы | ||
Специалист военного представительства (военного заказчика) на оборонное предприятие |