Училища тыла

Учебные заведения | |
Училища тылового обеспечения | |
Вольское высшее военное училище тыла | ПОДРОБНЕЕ |
Горьковское высшее военное училище тыла | ПОДРОБНЕЕ |
Военно-технические училища | |
Ульяновское высшее военно-техническое училище | ПОДРОБНЕЕ |
Финансовые училища | |
Ярославское высшее военное финансовое училище | ПОДРОБНЕЕ |
Тыловое обеспечение (интендантство) – это снабжение вооруженных сил в мирное и военное время вооружением, боеприпасами, топливом, продовольствием, вещевым довольствием, а также комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение финансовых, материально-технических, хозяйственных, противопожарных, автотранспортных, медицинских, торгово-бытовых потребностей.
Обеспечение войск появляется еще в Древнем Египте. С зарождением стройной организации войск возникает и необходимость их постоянного снабжения во время походов. В это время и начинает зарождаться обоз, в котором создаются запасы продовольствия и воды. Снабжением войск ведал специальный орган, продукты выдавались со складов по определенным нормам. Существовали специальные мастерские по изготовлению и ремонту оружия. Римляне, используя водные пути в период весеннего половодья, сосредоточивали продовольственные запасы в складах, расположенных в укреплениях на границе там, где они намечали крупную операцию. Такая система снабжения давала римлянам огромное преимущество над варварами, которые использовали только продовольственные запасы взятые из дому. Местоположение армии перед осадой или затяжным сражением занималось с учетом возможности организовать охраняемые пути подвоза продовольствия и снаряжения, которые нельзя было пополнить на месте самостоятельно. Обозную прислугу в римской армии называлась калоны (или калонес). Численность обозной прислуги часто могла составлять половину от общего размера армии.
Со середины XVII века в наемных армиях европейских стран существовала маркитантская система снабжения, то есть за армиями двигались обозы торговцев (маркитантов), продававших воинам продовольствие и фураж. При этом запасы ядер и пороха войска перевозили с собой обычно на весь период военных действий. Позже во французской армии появляется магазинная система снабжения, которая представляла из себя систему складов (магазинов), из которых правительство передавало командирам отдельных отрядов, испытывавшим затруднения при закупке продовольствия на рынке, продовольственные припасы для их солдат по заготовительной цене, с соответственным вычетом из жалованья солдат. Армия французского императора Наполеона использовала обширные речные системы Германии для быстрого сосредоточения и переброски магазинов. Наполеоновская армия часто везла с собой и значительные подвижные запасы, кроме того носимый солдатами в ранцах хлеб, был заменен на рисовые лепешки, вследствие чего, было достигнуто уменьшение веса рациона. В XIX веке линии коммуникаций для снабжения армии устраивались обычно следующим образом: дорога разделялась на этапы величиной в один переход (сорок километров) и на каждом этапном пункте устраивалась станция, состоящая из укрепленного поста, склада обуви, одежды, продовольственных запасов и госпиталя, под прикрытием небольшого гарнизона. Позже для снабжения армии стали использоваться железные дороги, этапным пунктом стала служить одна из крупных железнодорожных станций в районе постоянной дислокации каждого из корпусов армии.
В русской армии император Петр I создал Провиантский приказ, в подчинении которого находились магазины с продовольствием. Магазины располагались на европейской части страны в городах: Москва, Санкт-Петербург, Киеве, Чернигов, Брянск, Смоленск. За снабжением армии продовольствием, обмундированием, лошадьми, оружием и финансами отвечал генерал-кригс-комиссар, а за обозных животных и повозки отвечал генерал-вагенмейстер. За обустройство армии и медицинскую службу отвечал генерал-квартирмейстер. Солдатам и матросам продовольственные порционы выдавались продуктами, а офицеры получали довольствие в денежном виде и могли покупать продукты по собственному усмотрению. Размеры продовольственных порционов могли меняться, в зависимости от места нахождения воинской части и характера выполняемых ею задач. Непосредственной организации питания личного состава занимались выборные ротные солдатские артели. Каждая артель имела свой кухонный инвентарь, посуду, лошадей, телеги и сани. В состав артели входили: ротный артельщик, кашевар, хлебопек и конюх. В 1812 году было создано Полевое провиантское управление, руководил которым генерал-провиантмейстер, подчинявшийся непосредственно генерал-интенданту. С 1864 года функции снабжения войск вещевым, финансовым, продовольственным, фуражным и квартирным довольствием были переданы Главному интендантскому управлению. Во время Первой мировой войны для снабжения фронта использовался в основном железнодорожный транспорт, а гужевой транспорт для доставки припасов в войска от конечных железнодорожных станций стали заменять автомобилями.
После Октябрьской революции для снабжения Рабоче-Крестьянской Красной Армии стала создаваться новая тыловая система. В 1939 году было создано Управление снабжения Красной Армии во главе с начальником снабжения генералом Андреем Васильевичем Хрулевым, который заслужено считается «отцом-основателем» Тыла Вооруженных Сил СССР.
Тыл Вооруженных сил СССР – это составная часть Вооруженных Сил СССР, являющаяся совокупностью воинских частей и учреждений, осуществляющих подвоз материальных средств, материальное, транспортное, техническое, инженерно-аэродромное, аэродромно-техническое, медицинское, ветеринарное, торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное, финансовое, а в Военно-Морском флоте, кроме того, аварийно-спасательное обеспечение.
Тыл ВС СССР имеет в своем составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; а также специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные); вспомогательный флот; специальные части обеспечения (инженерно-аэродромные, авиационно-технические, аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строительные, медицинские, ветеринарные); кроме того, для обеспечения деятельности Тыла, в его состав могут входить части инженерных войск, войск связи, войск противовоздушной обороны и охраны.
Виды Тыла ВС СССР
Квалифицирующий признак |
Виды тыла |
По масштабу и характеру выполняемых задач |
Стратегический тыл |
Оперативный тыл |
|
Войсковой тыл |
|
По принадлежности |
Тыл центра |
Окружной тыл |
|
Флотский тыл |
|
Фронтовой тыл |
|
Армейский тыл |
|
Тыл флотилии |
|
Тыл авиации флота |
|
Корпусной тыл |
|
Тыл военно-морской базы |
|
Дивизионный тыл |
|
Бригадный тыл |
|
Полковой тыл |
|
Корабельный тыл |
|
Батальонный тыл |
Стратегический тыл включает тыл центра, в том числе арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и тыловые учреждения, находящиеся в непосредственном распоряжении Министерства обороны СССР и главнокомандующих видами Вооруженных Сил СССР.
Оперативный тыл включает окружной тыл, флотский тыл, армейский тыл, тыл флотилии, тыл авиации флота, в том числе базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и тыловые учреждения, входящие в состав видов Вооруженных Сил СССР.
Войсковой тыл включает корпусной тыл, тыл военно-морской базы, дивизионный тыл, бригадный тыл, полковой тыл, корабельный тыл, батальонный тыл, в том числе склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, медицинские части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений.
Низовым тыловым уровнем является батальонный тыл, который состоит из взвода снабжения, ремонтной мастерской и батальонного медицинского пункта. Располагая необходимым автомобильным транспортом, батальонный тыл способен следовать за батальоном при ведении боевых действий, на марше и выполнять свои задачи в любых условиях обстановки.
Командный, технический и интендантский состав для Тыла ВС СССР готовили в высших военных училищах тыла.