Военно-политические училища

Учебные заведения | |
Командно-инженерные училища | |
Краснодарское высшее военное командно-инженерное училище РВ | ПОДРОБНЕЕ |
Пермское высшее военное командно-инженерное училище РВ | ПОДРОБНЕЕ |
Ростовское высшее военное командно-инженерное училище РВ | ПОДРОБНЕЕ |
Серпуховское высшее военное командно-инженерное училище РВ | ПОДРОБНЕЕ |
Харьковское высшее военное командно-инженерное училище РВ | ПОДРОБНЕЕ |
Инженерные училища | |
Ставропольское высшее военное инженерное училище связи | ПОДРОБНЕЕ |
Стратегические ядерные силы (СЯС) СССР являлись силами сдерживания основных геополитических противников, стран блока НАТО и Китайской Народной Республики. Стратегические ядерные силы были представлены классической триадой (ядерной триадой) в составе наземных межконтинентальных баллистических ракет, в составе Ракетные войска стратегического назначения, морских стратегические ядерные силы, в составе ВМФ и авиационных стратегических ядерных сил, в составе ВВС.
Стратегические ядерные силы СССР
Компонента триады | Состав сил и средств |
Межконтинентальные баллистические ракеты | Шахтные пусковые установки |
Подвижные грунтовые ракетные комплексы | |
Боевые железнодорожные ракетные комплексы | |
Морские стратегические ядерные силы | Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения |
Авиационные стратегические ядерные силы | Стратегические бомбардировщики-ракетоносцы |
Советская томная (ядерная) бомба была создана в середине 1949 года, в результате реализации атомного проекта в период с 1942 года по 1945 год. Курировал проект Специальный комитет при Совете Министров (до марта 1946 года при Совете Народных Комиссаров) СССР наделенный чрезвычайными полномочиями по привлечению любых ресурсов, имевшихся в распоряжении правительства СССР, к работам по атомному проекту. Все вопросы по работе Специального комитета докладывались непосредственно председателю Совета министров СССР Иосифу Виссарионовичу Сталину или его первому заместителю Вячеславу Михайловичу Молотову.
Состав Специального комитета по атомному проекту (при формировании)
Должность в комитете | Занимаемый пост | Сфера деятельности в комитете | |
Берия Лаврентий Павлович | Председатель | Народный комиссар внутренних дел СССР, член ГКО | Общие руководство, контрразведка, военно-техническая разведка |
Ванников Борис Львович | Заместитель председателя | Народный комиссар боеприпасов СССР | Организация производства и технологий |
Первухин, Михаил Георгиевич | Заместитель председателя | Народный комиссар химической промышленности СССР | Организация производства и технологий |
Курчатов Игорь Васильевич | Научный руководитель | Начальник Лаборатории № 2 Академии наук СССР | Организация научной теоретической и экспериментальной работы |
Маленков Георгий Максимилианович | Член комитета | Секретарь ЦК КПСС | Кадровая и партийная работа |
Вознесенский Николай Алексеевич | Член комитета | Председатель Госплана СССР | Планирование и финансово-экономическое обеспечение |
Завенягин Авраамий Павлович | Член комитета | Заместитель народного комиссара внутренних дел СССР | Организация производства и технологий |
Капица Петр Леонидович | Член комитета | Директор Института физических проблем | Научная теоретическая работа |
Махнев Василий Алексеевич | Член комитета | Заместитель члена ГКО Л. П. Берии | Инженерно-техническая работа |
Успешное испытание первой советской атомной бомбы, кодовое название «реактивный двигатель специальный» (РДС-1), было проведено 29 августа 1949 года на Семипалатинском испытательном полигоне, расположенном северо-западнее города Семипалатинска Семипалатинской области (Казахская ССР, СССР), на левом берегу реки Иртыш. Факт проведения испытаний и их результаты были засекречены, и только 8 марта 1950 года заместитель председателя Совета Министров СССР Климент Ефремович Ворошилов официально заявил о наличии в СССР атомной бомбы, к этому времени изделие РДС-1 уже было запущено в серийное производство. Так была нарушена монополия США на ядерное оружие.
После разработки ракетных средств доставки атомного оружия, постановлением Совета Министров СССР от 31 декабря 1959 года, под грифом «совершенно секретно», из состава артиллерии Советской армии были выделены бригады особого назначения Резерва Верховного Главнокомандования (РВГК), и переименованы в инженерные бригады РВГК. Эти инженерные бригады РВГК послужили основой для создания нового вида Вооруженных Сил СССР, получившего название Ракетные войска стратегического назначения.
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) – это отдельный род войск Вооруженных Сил СССР, сухопутный компонент стратегических ядерных сил и войска постоянной боевой готовности; были предназначены для ядерного сдерживания возможной агрессии и поражения в составе стратегических ядерных сил или самостоятельно массированными, групповыми или одиночными ракетно-ядерными ударами стратегических объектов, находящихся на одном или нескольких стратегических направлениях и составляющих основу военных и военно-экономических потенциалов противника.
Первой советской ракетой доставки ядерного оружия была ракета Р-1(объект «Волга»), крупная баллистическая ракета, созданная в Советском Союзе под руководством Сергея Павловича Королева. За основу была взята ракета A4 (Фау-2) немецкого конструктора Вернера фон Брауна. Советская ракета имела определенные конструктивные отличия от прототипа, обусловленные отсутствием цельных образцов Фау-2 и различием в материальной и конструкторской базе.
Баллистическая ракета — это разновидность ракетного оружия, которая большую часть полета совершает по баллистической траектории, то есть находится в неуправляемом движении.
Баллистическая ракета запускается по траектории, близкой к оптимальной, учитывая меняющиеся с высотой плотность воздуха и силу земного притяжения. Обычно ракеты стартуют из вертикального положения для более быстрого выхода из плотных слоев атмосферы, так как на преодоление сопротивления воздуха расходуется до 20% тяги двигателя. Нужная скорость и направление полета сообщаются баллистической ракете на активном участке полета (пока работают маршевые двигатели ракеты) системой управления полетом ракеты. К концу работы двигателя продольная ось ракеты приобретает угол наклона (тангаж), отвечающий наибольшей дальности полета ракеты, приблизительно 45°, который уменьшается с увеличением скорости ракеты. Апогей траектории (наибольшая высота полета) баллистических ракет обычно находится на высоте нескольких сотен километров от поверхности Земли, где из-за малой плотности атмосферы практически полностью отсутствует сопротивление воздуха. После отключения двигателя и отброса отработанных ступеней, остаток пути летит только боевая часть ракеты, с ядерным или иным снаряжением, которая движется по баллистической траектории по инерции и под воздействием земного притяжения. Баллистические ракеты могут быть многоступенчатыми, в этом случае после достижения заданной скорости отработавшие ступени отбрасываются. Такая схема позволяет уменьшить текущий вес ракеты, тем самым позволяя увеличить ее скорость.
Межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) – это баллистическая ракета класса «земля — земля» с дальностью полета не менее пяти тысяч километров и возможностью поражения целей на других континентах Земли.
Инженерные бригады РВГК имели на вооружении баллистические ракеты первого поколения, Р-5, Р-12, Р-14. В РВСН были сформированы бригады ракет средней дальности (БРСД) в составе трех полков и дивизии ракет средней дальности (ДРСД) в составе пяти полков, а также бригады межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в составе от шести до восьми стартовых установок (стартов). В бригадах ракет средней дальности основной боевой единицей являлся ракетный дивизион, в бригадах межконтинентальных баллистических ракет основной боевой единицей являлся ракетный полк. К концу 1950-х годов было разработано новое ракетное топливо — гептил, которое позволяло держать ракеты в боевом состоянии годами, без перезаправки. Но ракеты первого поколения были наземного базирования, а значит были уязвимы для противника на открытой стартовой позиции. Выходом из ситуации послужило размещение ракет под землей, в шахтах.
Шахтные пусковые установки (ШПУ) являются стационарными ракетными пусковыми установками в шахтном сооружении, находящимися в грунте и предназначенными для размещения ракет в течение длительного времени в готовности к пуску. Стартовая позиция ракет шахтного базирования Р-12У «Двина» представляла собой прямоугольник, в углах которого располагались пусковые шахты (ШПУ), а в центре под землей находился командный пункт (КП). Стартовая позиция ракет шахтного базирования Р-14У «Чусовая» представляла собой прямоугольный треугольник, в вершинах которого находились ракетные пусковые шахты.
С 1961 года на вооружение РВСН поступили стратегические ракеты второго поколения, такие как двухступенчатая Р-16, которая позволяла, при дальности полета до тринадцати тысяч километров, поражать цели на территории США. Существенными недостатками ракеты были: малая точность, с отклонением до десяти километров, и высокая стоимость изготовления ракеты. Конструктор ракет академик Владимир Николаевич Челомей предложил свою легкую ракету УР-100, которую можно было использовать, как межконтинентальную баллистическую, так и как противоракетную. УР-100 (по классификации НАТО SS-11) стала самой массовой ракетой РВСН за всю историю. В 1970-х годах РВСН стали строить новые позиционные районы для ШПУ одиночного старта (ОС), которые при всей своей дороговизне были более устойчивы к ядерным ударам противника, так как позиционные районы занимали огромные безлюдные пространства, и находились на значительном удалении друг от друга для того, следовательно их нельзя было уничтожить одним ударом. При этом эксплуатация одиночных стартов требовала устойчивой связи, отлаженной системы управления, а также большого количества людей: командный и технический персонал, охрана.
В Конструкторском бюро (КБ) «Южное» в городе Днепропетровске Днепропетровской области (Украинская ССР, СССР), под руководством академика Михаила Кузьмича Янгеля, были разработаны комплексы Р-36, с межконтинентальной ракетой тяжелого класса) на гептиле. Основной задачей ракеты было поражение малоразмерных целей на территории США: ШПУ, КП, базы подводных лодок. Ракетный комплекс обслуживался полком и состоял из шести одиночных ШПУ. Возле одной из ракетных шахт находился КП полка, где нес боевое дежурство ответственный за пуск расчет. Непосредственно у шахт размещались только бойцы охранения. Старт выполнялся дистанционно, по командам с командного пункта. Модификация этой ракеты – комплекс Р-36-О, содержал в головной части только один боевой блок с ядерным зарядом мощностью пять мегатонн, который не забрасывался к цели по баллистической траектории, а выводился в космос и летел к противнику по орбите. Такой способ доставки боевого блока позволил достичь неограниченной дальности стрельбы и наносить удар по противнику с неожиданного для него направления, что усложняло построение противоракетной обороны. Снят с боевого дежурства комплекс был в 1983 году по договору об ограничении стратегического вооружения (ОСВ-2). Одна мегатонна равна количество энергии, выделяющемуся при взрыве 1 000 000 тонн тротила (ТНТ).
В 1975 году на вооружение стали поступать ракеты третьего поколения, разработанные в КБ «Южное» ракетные комплексы Р-36М, по классификации НАТО SS-18 или «Сатана». Этот комплекс долгое время являлся основной ударной силой РВСН. Американцы не имели ракет, обладающих подобной боевой мощью. Ракеты Р-36М оснащались разделяющейся головной частью с десятью блоками индивидуального наведения по семьсот пятьдесят килотонн каждый. Одна килотонна равна количество энергии, выделяющемуся при взрыве 1 000 тонн тротила (ТНТ).
В 1988 году на вооружение стали поступать ракеты четвертого поколения, которые были представлены, разработанными в КБ «Южное» комплексами Р-36М2 «Воевода», по классификации НАТО SS-18, которые стали дальнейшим развитием ракет «Сатаны». Комплекс «Воевода» имел возможность преодолевать систему противоракетной обороны (ПРО) противника, для нанесения гарантированного ответного удара даже в условиях многократного ядерного воздействия по позиционному району. Это было достигнуто за счет повышения живучести ракет к поражающим факторам ядерного взрыва как при нахождении в ШПУ, так и в полете. Удар всего десятью ракетами типа «Воевода» обеспечивал уничтожение 80% промышленного потенциала США.
Подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) являются ракетными комплексами стратегического назначения наземного базирования в котором подвижные самоходные пусковые установки (СПУ) с ракетами могут передвигаться по дорогам или по бездорожью. В конце 1970-х годов был разработан самоходный ракетный комплекс «Тополь» на основе твердотопливной ракеты РТ-2П, по классификации НАТО SS-13 «Дикий», разработанной в Московском институте теплотехники. Пусковая установка МБР «Тополь» монтировалась на шасси автомобиля МАЗ-7912. Старт ракеты производится из вертикального положения с помощью порохового вышибного заряда, называемого пороховым аккумулятором давления (ПАД), размещенного в транспортно-пусковом контейнере (ТПК). Максимальная дальность полета ракеты РТ-2ПМ составляла десять тысяч километров, при круговом возможном отклонении (КВО) не более девятисот метров, головная часть моноблочная, с одним боевым блоком, мощностью пятьсот пятьдесят килотонн. Полк боевых ракетных комплексов (БРК) состоит и трех ракетных дивизионов, командного пункта ракетного полка, системы охраны и обороны, технических средств, сооружений и коммуникаций пункта постоянной дислокации (ППД). В составе ракетного дивизиона входит три стартовые батареи (СБ) и подвижный командный пункт дивизиона. Стартовая батарея включает в себя самоходную пусковую установку (СПУ) и машину обеспечения боевого дежурства (МОБД).
Боевое дежурство и пуск ракет самоходными пусковыми установками осуществляется как при нахождении установок в стационарных агрегатах «Крона» на ППД, так и на маршрутах боевого патрулирования (МБП) в составе ракетного дивизиона, стартовой батареи или автономно. Боевые стартовые позиции (БСП) делились на стационарные и полевые. При нахождении самоходной пусковой установки на БСП пуск ракеты мог быть произведен и непосредственно из агрегата «Крона», для чего крыша ангара агрегата была сделана раздвижной. При получении приказа на пуск по автоматической системе боевого управления (АСБУ) при нахождении самоходной пусковой установки на МБП, расчет пусковой установки обязан занять ближайшую пригодную для пуска точку маршрута и произвести развертывание СПУ для осуществления пуска ракеты. Боевое дежурство на полевых БСП и на МБП длилось полтора месяца.
Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) являлись ракетными комплексами подвижного железнодорожного базирования и представляли собой специально сконструированные железнодорожные составы, в вагонах которых размещались межконтинентальные баллистические ракеты, стратегические ракеты, командные пункты, технологические и технические системы обеспечивающий эксплуатацию комплексов и систем жизнеобеспечения, а также подразделения охраны. Боевой железнодорожный ракетный комплекс был вооружен тремя ракетами РТ-23 УТТХ «Молодец», по классификации НАТО SS-24 «Скальпель», с разделяющейся головной боевой частью, разработка КБ «Южное». На железных дорогах СССР БЖРК имел условное обозначение «поезд номер ноль». Было развернуто двенадцать БЖРК. У боевых железнодорожных ракетных комплексов была высокая подвижность и способность перемещаться по железнодорожной сети страны на расстояния до одной тысячи километров в сутки. К минусам БЖРК относились: наличие трех локомотивов и восьми осей (колесных пар) у вагонов, что нарушало маскировку поезда, а также низкая противодиверсионная защищенность комплекса.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 «Молодец» (по названию ракеты) являлся ракетным полком, и состоял из командного модуля полка, трех пусковых модулей, трех тепловозов ДМ62 и вагона-цистерны с запасами топлива, который был связан трубопроводами со всеми агрегатами (вагонами) ракетного комплекса «Молодец», где были установлены дизель-агрегаты.
Пусковой модуль (ПУ 15П76) являлся ракетным дивизионом и состоял из трех вагонов (агрегатов):
— вагон технологического оборудования пускового модуля, где размещались: дизель-агрегаты, система автономного электроснабжения (САЭ), система обеспечения необходимого температурно-влажностного режима (ТВР), гидравлическое оборудование, система закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС), система пожаротушения;
— вагон пусковой установки состоял из транспортно-пускового контейнера (ТПК) с ракетой, подъемной стрелой, гидравлическим подъемником, приборной платформой системы прицеливания с автоматическим гирокомпасом (АГК);
— вагон командного пункта пусковой установки состоял из наземной системы управления и автономной системы боевого управления, системы связи, системы навигации, системы закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС), а также бытового отсека и отсека собственно командного пункта.
При необходимости пусковой модуль мог уходить на маршруты патрулирования самостоятельно, достаточно было прицепить тепловоз и посадить в него дежурную смену. Вагоны пускового модуля были не расцепляемые и не проходные.
Командный модуль полка состоял из семи вагонов (агрегатов):
— вагон командного пункта полка состоял из отсека боевого управления, отсека приемной аппаратуры связи, отсека с постами системы автоматизированного управления и контроля (САУК) и системы управления техническим обеспечением (СУТО);
— вагон передающего радиоцентра:
— вагон дизельной электростанции (основной источник электроэнергии как на стоянке, так и в движении комплекса);
— вагон автономного запаса состоял из холодильных камер с запасом продовольствия, системы емкостей с запасом питьевой воды, мест хранения возимого запаса запасных частей, инструмента, принадлежностей (ЗИП);
— вагон столовая;
— вагон-общежитие офицерского состава;
— вагон-общежитие личного состава срочной службы и отсек дежурной смены охраны и обороны – караула (ДСОО-К).
Все вагоны командного модуля были проходные, при необходимости их можно было расцепить.
Тепловозы боевого комплекса всегда должны были быть в сцепке по три локомотива, либо в голове состава (комплекса), либо в хвосте. Расцеплялись локомотивы только в случае «разбегания» из комплекса с пусковым модулям. В каждом из тепловозов несла дежурство отдельная локомотивная бригада. В первом локомотиве (тепловозе) она состояла из трех офицеров, в остальных двух локомотивах бригада состояла из двух солдата срочной службы. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для ознакомления с маршрутом, офицеры периодически откомандировывались на гражданские локомотивы Министерства путей сообщения (МПС) СССР, которые постоянно следовали по изучаемому маршруту.
Двенадцать полков БЖРТ были соединены в одну ракетную дивизию и перемещались по всей территории страны, по заранее выбранным и оборудованным маршрутам боевого патрулирования (МБП) для каждого ракетного полка, протяженностью до двух тысяч километров. Ракетные удары могли наноситься удары с заранее выбранных полевых боевых стартовых позиций (ПБСП), полевых учебно-боевых стартовых позиций (ПУБСП) или практически с любого участка маршрута боевого патрулирования. Перед производством пуска ракеты раздвигалась крыша вагона пусковой установки, а провода контактной железнодорожной сети отодвигались в сторону при помощи системы закорачивания и отвода контактной сети.
РВСН были закрытым государством в государстве. Для ракетчиков строились закрытые города, которые не значились на картах, и их существование являлось государственной тайной, и лишь железнодорожные ветки, уходившие в якобы безлюдные места, могли указать на расположение секретных объектов. В ведении РВСН имелись не только военные объекты, но и собственные заводы, совхозы, лесничества, железные и автомобильные дороги.
В структуре РВСН присутствовали военно-учебные заведения, в том числе и военный училища. Военные училища РВСН являлись высшими военно-учебными заведениями, и подразделялись на командно-инженерные, инженерные и военно-политические училища.