Уральский Институт безопасности

УрИБ

8-922-144-33-93

8 (343) 361-44-63

время звонков с 08-00 до 17-00

(время московское)

УрИБ

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Для выбора интересующего курса из списка, можете воспользоваться поиском. Если у Вас возникли сложности при выборе названия курса, обратитесь по телефону 8-922-144-33-93 либо задайте вопрос по электронной почте uralinbez@yandex.ru

Училища ПВО страны

Училища Войск противовоздушной обороны страны

Учебные заведения
Командные зенитные ракетные училища
Днепропетровское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО ПОДРОБНЕЕ
Нижегородское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО ПОДРОБНЕЕ
Орджоникидзевское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО ПОДРОБНЕЕ
Энгельсское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО ПОДРОБНЕЕ
Ярославское высшее зенитное ракетное командное училище ПВО ПОДРОБНЕЕ
Инженерные зенитные ракетные училища
Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище ПВО ПОДРОБНЕЕ
Училища радиоэлектроники
Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО ПОДРОБНЕЕ
Житомирское высшее училище радиоэлектроники ПВО ПОДРОБНЕЕ
Красноярское высшее командное училище радиоэлектроники ПВО ПОДРОБНЕЕ
Пушкинское высшее училище радиоэлектроники ПВО ПОДРОБНЕЕ
Инженерные радиотехнические училища
Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО ПОДРОБНЕЕ
Авиационные училища
Армавирское высшее авиационное училище летчиков ПВО ПОДРОБНЕЕ
Ставропольское высшее авиационное училище летчиков и штурманов ПВО ПОДРОБНЕЕ

Противовоздушная оборона (ПВО) предназначена для защиты военных и гражданских объектов от воздушного нападения боевых средств противника: воздухоплавательных, авиационных или ракетных. Защита от воздушного нападения решается комплексом мероприятий, таких как выявление цели, то есть обнаружение, захват и сопровождение цели, а затем уничтожение цели зенитными артиллерийскими или ракетными средствами, или перехват цели, то есть уничтожение или принуждение цели к изменению курса, или принуждение цели к посадке на свой аэродром.

  К средствам выявления цели относятся оптические, акустические и радиолокационные средства, а также прожекторные комплексы. Положение цели в воздухе определяется тремя координатами: дальностью (углом места), горизонтальным азимутом и высотой.

  Зрительная (подзорная) труба — это оптический монокулярный прибор для визуального наблюдения удаленных объектов.

  Древние римляне заметили отклонение лучей, проходящих через сосуд с водой, они делали простые устройства для добывания огня. Этого эффекта удалось достичь, подобрав определенную форму стекла для увеличения изображения, так появились линзы. Первое описание оптического прибора зафиксировано в 1268 году в трудах монаха францисканского ордена англичанина Роджер Бэкон, который ставил эксперименты над выпуклыми линзами и их сочетаниями с вогнутыми зеркалами. Беконом было установлено, что выпуклые линзы могут фокусировать параллельные пучки в одну точку. Проводимые монахом исследования подтолкнули его к выводу о необходимости одновременного использования и зеркала и линзы, вследствие чего он разработал свою теорию создания подзорной трубы. В 1509 году великий итальянский ученый Леонардо да Винчи разработал первую детальную схему подзорной трубы с двумя линзами, наглядно изобразив ход лучей в ней, а также изобрел станок для шлифования линз. В 1558 году, итальянский врач и алхимик Джамбаттиста делла Порта в своей книге «Естественная магия» подробно описал использование выпуклых линз для увеличения (приближения) предметов, а вогнутых линз для уменьшения (отдаления) предметов. В 1608 году итальянский физик Галилео Галилей изобрел двух линзовую подзорную трубу, и в 1624 году первым запустил серийное производство подзорных труб. В 1611 году немецкий ученый-астроном Иоганн Кеплер в своей книге «Диоптрика» предложил свою конструкцию подзорной трубы с улучшенной конструкцией, которую назвали «Кеплеровой системой». В отличие от Галилеевой трубы, зрительный прибор Кеплера давал гораздо большее увеличение, благодаря двум двояковыпуклым линзам, где первая линза формировала изображение, а вторая линза увеличивало изображение. Но Кеплерова труба давала перевернутое изображение, из-за чего использование этого прибора в наземном наблюдении было сложным и не практичным. В 1645 году, в Богемии (историческая область Чехии), монах ордена капуцинов Ширль разработал подзорную трубу, в которую было добавлено еще две дополнительные линзы, с помощью которых стало возможным получать изображение в нормальном виде. К тому же, этот монах Ширль первый назвал линзу обращенную к глазу наблюдателя «окуляром», а линзу обращенную к предмету наблюдения назвал «объективом».

  В 1758 году великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов описал устройство «ночезрительной трубы», которую он также назвал никтоптической трубой и «машиной для сгущения света». Созданная Ломоносовым «машина» представляла собой двухлинзовую зрительную трубу с очень большим объективом, для захватывал большего количества световых лучей, и малым окуляром. В 1850 году итальянец Игнацио Порро для того чтобы получить неперевернутое изображение и сделать подзорную трубу более короткой, придумал систему призм (названную системой Порро), переворачивающих изображение, за счет того, что луч света проходил сквозь призмы и отражался от них четыре раза. Благодаря этому изобретению появился бинокль.

  Первая Мировая война выявила катастрофическое положение со снабжением русской армии и флота оптическими приборами. В России не умели производить оптическое стекло, рассчитывать и конструировать военные оптические приборы, кроме изготовления единичных экземпляров в оптических мастерских Обуховского завода (город Санкт-Петербург, Российская империя). Имелись также реквизированные в 1914 году мастерские немецких предпринимателей Цейсса-Герца, в которых собирались по чужим чертежам и из импортных деталей небольшое количество биноклей, панорам Герца и стереотруб.

  В 1918 году, уже при советской власти, были созданы ряд научных институтов, в том числе Государственный оптический институт (ГОИ), благодаря работе которых, уже в 1927 году был прекращен импорт оптического стекла из-за границы. В 1930 году было создано Всесоюзное объединение оптико-механической промышленности (ВООМП), объединившее оптико-механические заводы всех ведомств. Был создан ряд оптических приборов для частей ПВО.

 

Наблюдательные приборы советской зенитной артиллерии

 

Прибор

Назначение 

Труба зенитная командирская ТЗК

Измерение горизонтальных и вертикальных углов, а также наблюдение за воздушными целями и результатами стрельбы

Бинокулярный искатель БИ

Наблюдение за воздушными целями, измерение величин отклонения отдельных разрывов или центра их группирования от цели, измерение углов в вертикальной и горизонтальной плоскостях, целеуказание

Стереоскопический дальномер ДЯ

Определение дальности и высоты полета цели, а также наклонную дальность, угол места и азимут цели

 

 

    Звукометрия (акустическая локация, звуковая разведка) – это способ определения местонахождения звучащего объекта по создаваемому им звуку.

  Первым способом позволяющим реально определять местоположение вражеских батарей по звуку выстрела, явился предложенный в 1909 году метод русского офицера Николая-Карла Альбертовича Бенуа. В иностранных армиях подобные предложения появились лишь в начале Первой Мировой войны. В русской армии первый отряд звукометрической разведки был создан и направлен на фронт в августе 1914 года, и в этом же месяце отряд установил местоположение одной немецкой артиллерийской батареи по звуку выстрелов. В 1916 году в русской армии было два типа звукометрических станций: станция ВЖ, названная так по имени конструкторов Володкевича и Желтова, и станция изобретателя Левина, оба типа станций имели графическую запись, следовательно обеспечивали документирования результатов контрбатарейной разведки.

  Первое использование звукометрии для целей ПВО было заявлено заместителем командующего противовоздушной обороной города Лондона (Великобритания) подполковником Альфредом Роулинсоном из Королевского военно-морского добровольческого резерва, который осенью 1916 года командовал мобильной противовоздушной батареей на восточном побережье Англии. Роулинсон для обнаружения немецких дирижаблей «Цеппелин» во время облачной погоды смастерил аппарат из пары рупоров от граммофона, установленных на вращающейся штанге. После этого опыта, в первой трети прошлого века, во многих странах стали создавать звукоулавливающие приборы («военные трубы») для ПВО, например, чешский локатор, с отражателями направляющими звук в трубы большого диаметра, изготовленный компанией Goerz; акустический локатор Перрена, сконструированный французским лауреатом Нобелевской премии Жан Батист Перреном, имел четыре групп по тридцать шесть небольших шестиугольных звукоулавливающих труб. Принцип работы звукоулавливающих станций основывался на бинауральном эффекте от принимаемых звуков, усиленных рупорами. Эффект состоит в том, что если человек обращен лицом к источнику звука, то звуковая волна, в одной фазе, доходит до обоих его ушей одновременно. Когда человек поворачивает голову вправо от направления на источник звука, то его левого уха звуковая волна достигает раньше, чем правого, и фазы звуковых колебаний в ушах оказываются сдвинутыми друг относительно друга, по этому сдвигу фаз мозг человека может определить горизонтальное направление на источник звука.

  Первой техникой звуковой разведки, которую получили советские части ПВО, стал принятые на вооружение в 1928 году звуковой пеленгатор ЗП-2, операторов этих пеленгаторов называли «слухачами». В состав расчета звукоулавливателя входили операторы-слухачи, за каждым из которых был закреплен один рупор. Слухачи-корректоры объединяли и анализировали поступавшие с каждого рупора сигналы. В 1942 году звукоулавливатель ЗП-2 довоенной разработки был заменен более совершенными    приборами, типа ЗТ-4, ЗТ-5 и Л-3. Наибольшей эффективностью обладал звукоулавливатель ЗТ-5 имевший дальность действия до девяти километров и точность работы по самолету до трех градусов. Звукоулавливатель имел корректор, который учитывал поправки на запаздывание звука, скорость ветра, температурное воздействие на звук в разных слоях атмосферы. Недостатком всех звукоулавливателей был тот факт, что они не могли работать в условиях активной артиллерийской канонады. Звукоулавливающие установки монтировались в кузовах автомобилей ЗИС-5, ЗИС-6 или ЗИС-12, с местами для боевого расчета. Во время обороны города Ленинграда (СССР), в ряды частей ПВО, в качестве операторов звукоулавливающих станций, были призваны инвалиды по зрению, так как имели более чувствительный слух.

  Прожектор – это световой прибор, перераспределяющий свет лампы внутри малых телесных углов и обеспечивающий угловую концентрацию светового потока.

  Чертеж первого прожектора был обнаружен в «Атлантическом кодексе» Леонардо да Винчи. В XVIII веке в России появился первый образец фонаря-прожектора действовавшего от одной свечи, который был сконструирован изобретателем-самоучкой механиком Иваном Петровичем Кулибиным. В 1803 году вышла книга о «гальвани-вольтовских опытах» написанная профессором физики Василием Владимировичем Петровым, где он описывал способ получения устойчивого пламени от угольных электродов. Но его гениальная книга была утеряна, и в 1812 году, через девять лет после опытов Петрова, английский физик Гемфри Дэви описал свои опыты получения электрической дуги и горения угля в разреженном пространстве. В 1876 году русский инженер Павел Николаевич Яблочков создал первый электрический дуговой фонарь. Большой вклад в развитие прожекторной техники внес русский ученый, пионер военной электротехники Владимир Николаевич Чиколев. В 1883 году Чиколев заменил в прожекторе общепринятые в то время тяжелые и несовершенные отражатели света Манжена, своим кольцевым рефлектором, составленным из девяти сферических зеркальных частей. В 1885 году Чиколев выпустил свой труд «Электрическое освещение и применение его для военных целей», а через два года вышли в свет его книга «Лекции для офицеров крепостной артиллерии».

  Первые специальные команды, оснащенные прожекторной техникой, появились в русской армии при обороне города Порт-Артура (южная часть провинции Манчжурия, Империя Великая Цин) во время русско-японской войны 1904-1905 годов. В 1915 году во время Первой Мировой войны в состав отдельной зенитной батареи, обеспечивающей прикрытие императорской резиденции в Петрограде (Российская империя) и Царском Селе Петроградской губернии (Российская империя) были введены зенитные прожектора на автомобильных шасси. Во время Великой Отечественной войны на вооружении прожекторных частей ПВО были поставлены прожекторы Б-200, предназначенные для подсветки участков неба или местности лучом на расстояние до тридцати пяти километров. Данный тип прожектора используются до сих пор. Прожекторные зенитные установки монтировались на поворотных платформах на базе автомобильных шасси. Для повышения качества работы прожекторной техники, была разработана система «Прожзвук», которая объединяла в единое целое звукоулавливающую станцию и прожекторную установку. Зимой 1943 года в действующие части ПВО начали поступать прожекторные станции РАП-150, радиолокаторы которых обеспечивали дальность обнаружения цели до двадцати пяти километров и дальность точного пеленга до четырнадцати километров. При хорошей настройке и корректировке радиолокационной части станции освещение воздушной цели производилось непосредственно в момент включения прожектора. В 1944 году на вооружение была принята зенитно-прожекторная труба (ТПЗ), имевшая десятикратное увеличение и поле зрения семь град. Применение этой трубы увеличило дальность наблюдения с земли за освещенной целью и повысило эффективность поиска цели.

  Радиолокация – это методы и средства обнаружения и измерения координат, а также определения свойств различных объектов с помощью радиоволн.

  Радиолокационная станция (РЛС) состоит из приемника и передатчика-излучателя.  Радиолокационная станция может работать в пассивном режиме, когда работает только приемник, который принимает и анализирует излучения генерируемое самими целями. РЛС в пассивном режиме повышает скрытность своей работы. Работа радиолокационной станции в активном режиме предусматривает работу как передатчика излучающего сигнал, так и приемника получающего и анализирующего отраженный сигнал от цели.

  Эффект отражения радиоволн от твердых тел впервые обнаружил немецкий физик Генрих Герц в 1886 году. В 1904 году немецким инженером Кристианом Хюльсмайером был запатентован детектор препятствий и устройство для навигации судов, на основе продемонстрированного Герцем принципа. В 1930-х годах многие западные страны, СССР и Япония разрабатывали методы и аппаратуру для радиолокации. Изобретение мощного многорезонанаторного магнетрона сантиметрового диапазона («сердца» радиолокатора) стало революционным событием, так как только переход в сантиметровый диапазон мог улучшить параметры радиолокаторов, влиявших на успех боевых действий. Советскими конструкторами магнетрона стали ученый Николай Федорович Алексеев и Дмитрий Евгеньевич Маляров. У американцев первая радиолокационная станция называлась SCR-270, а у англичан «Чейн Хоум», обе станции работали всю Вторую Мировую войну.

  К моменту нападения фашистской Германии на СССР в июне 1941 года, советскими инженерами был разработан ряд радаров, и уже производился радар для обнаружения самолетов с рабочей частотой 75 МГц (диапазон УКВ). Первые советские радиуловители самолетов (РУС) системы «Ревень» состояли из передающей и двух приемных станций, смонтированных на автомобилях. Располагались автомашины на местности так, что передающая станция находилась в центре линии между приемными станциями на расстоянии сорока километров сзади каждой из них. Передающая станция создавала в стороны приемных станций направленное излучение в виде завесы (забора), при пересечении которой самолеты противника обнаруживались приемными станциями по биениям прямого и отраженного сигналов. В 1942 году на вооружение ПВО поступили РЛС РУС-2с «Пегматит». Значительным научно-техническим шагом вперед в развитии РЛС метрового диапазона стало создание станции дальнего обнаружения П-8, которая производила обнаружение самолетов в режиме кругового обзора и в условиях пассивных и активных (импульсных) помех. В середине 1950-х годов была разработана РЛС дальнего обнаружения метрового диапазона П-12 «Енисей», с дальностью обнаружения до двухсот километров и на высоте до двадцати пяти километров. Также были приняты на вооружение РЛС обнаружения низколетящих целей дециметрового диапазона П-15 «Тропа», дальномеры кругового обзора П-30 «Хрусталь» и помехозащищенные радиовысотомеры ПРВ-11 «Вершина».

  Зенитная управляемая ракета (ЗУР) – это ракета класса «поверхность-воздух» («земля-воздух»), входящая в состав зенитного ракетного комплекса, предназначенная для поражения различных воздушных целей.

  Первый управляемый снаряд для поражения воздушных целей была создан в Великобритании инженером Арчибальдом Лоу. Снаряд предназначался для уничтожения германских дирижаблей «Цеппелин» и самолетов-бомбардировщиков. После двух неудачных запусков в 1917 году программа была закрыта из-за малого интереса к ней командования ВВС. Первые в мире зенитные управляемые ракеты были созданны в Германском рейхе в 1943 году, в виде ракет «Рейнтохтер», Hs-117 «Шметтерлинг» и «Вассерфаль».

  В 1950 году в Советском Союзе, понимая угрозу ядерного нападения со стороны США, по личному указанию Иосифа Виссарионовича Сталина, было создано Конструкторскому бюро №1 (КБ-1), которое разработало систему зенитного управляемого ракетного оружия стационарный комплекс С-25 «Беркут». Зона досягаемости комплекса позволяла поражать воздушные цели на высоте от трех до пятнадцати километров, на дальности до тридцати пяти километров. Позже, в 1953 году, США создали свою зенитно-ракетную систему MIM-3 «Найк-Аякс», похожую на С-25. И только в 1957 году англичане создали свой комплекс «Бладхаунд». Ракеты комплекса С-25 стартовали вертикально вверх, отклоняясь от радиолокаторов в сторону целей, ракеты автоматически захватывались радиолокатором на сопровождение и далее на них передавались команды наведения.

  Следующим советским зенитно-ракетным комплексом (ЗРК) стал подвижный комплекс С-75 модификаций «Двина», «Десна», и «Волхов», с дальностью поражения от семи до тридцати четырех километров, на высоте до двадцати семи километров. На протяжении многих десятилетий ЗРК С-75 оставался основой отечественной ПВО, комплекс неоднократно модернизировался, поставлялся на экспорт и широко применялся в локальных военных конфликтах своего времени. 1 мая 1960 года ракетой В-750 ЗРК С-75 над городом Свердловском Свердловской области (РСФСР, СССР) был сбит высотный американский самолет-шпион U-2 под управлением военного летчика Фрэнсиса Гэри Пауэрса.

  В 1961 году на вооружение был принят новый ЗРК С-125 модификации «Нева» и «Печера», с дальностью поражения от трех до тридцати двух километров, на высоте до двадцати километров. Впервые ракета данного комплекса была оснащена лишь твердотопливными двигателями на обеих ступенях, что значительно упростило эксплуатацию всего комплекса в целом.

  В 1967 году на вооружение поступил комплекс С-200 модификации «Ангара», «Вега» и «Дубна», с дальностью поражения от семи до двухсот пятидесяти пяти километров, на высоте до сорока километров. Ракета ЗРК С-200 оснащалась головкой полуактивного самонаведения на цель.

  В 1975 году на вооружение поступил комплекс ЗРК С-300 «Фаворит», с дальностью поражения воздушной цели до двухсот километров.

  Самолет-перехватчик – это тип истребителя, предназначенного для уничтожения бомбардировщиков и крылатых ракет противника.

  Впервые термин «борьба за господство в воздухе» был употреблен в докладе инженер-полковника Дмитрия Павловича Колосовского на офицерском собрании по поводу силового использования средств воздушного флота. Для решения указанной задачи была выдвинута идея создания специальных самолетов-истребителей, которая и была озвучена в статье «Военное применение аэропланов», опубликованной в 1908 году в газете «Русский инвалид». Необходимость применения истребительной авиации для завоевания господства в воздухе впервые задокументирована в 1912 году в разработанном воздухоплавательной частью Главного управления Генерального штаба Русской императорской армии в документе «Общий план организации воздухоплавания и авиации в армии». Согласно плану, задача уничтожения летательных аппаратов противника в военное время возлагалась на армейские авиационные отряды. Первым законодательным актом, закрепившим суверенизацию воздушной территории России и положившим таким образом начало организации отечественной противовоздушной обороны, стал закон «Об изменении и дополнении действующих узаконений о государственной измене путем шпионства», подписанный императором Николаем II 5 июля 1912 года. В нем, среди прочих уголовных деяний, предусматривалось наказание для виновного в пролете без разрешения на летательном аппарате над военными объектами, а также над другими районами, пролет над которыми запрещен органами власти. В июне 1911 года один из первых русских летчиков Адам Габер-Влынский на Ходынском поле в городе Москве впервые в российской практике поднялся в небо на вооруженном аэроплане, на борт своего «Фармана» он установил пулемет, за которым сидел офицер, который и опробовал стрельбу в воздухе. Накануне Первой Мировой войны в России начал зарождаться высший пилотаж, ставший в дальнейшем неотъемлемой частью воздушного боя. Так, 9 сентября 1913 года на киевском аэродроме поручиком Петром Николаевичем Нестеровым на самолете типа «Ньюпор-IV» впервые в мировой практике была выполнена замкнутая петля в вертикальной плоскости («мертвая петля»). По словам летчика, это было сделано ради расширения маневренных возможностей аэроплана. Военные действия ускорили реализацию идей по вооружению аэропланов, и уже в 1915 году французский летчик Ролан Гарро, при участии конструктора Раймонда Солнье, установил на своем самолете «Моране» пулемет, оснащенный синхронизатором, то есть устройством, позволяющим стрелять сквозь вращающийся пропеллер.

  Первые истребители представляли собой бипланы, то есть самолеты с двумя несущими поверхностями (крыльями), расположенными одна над другой, с деревянным каркасом, обтянутым пропитанной тканью — перкаль, которые могли развивать максимальную скорость полета до ста шестидесяти километров в час. В межвоенный период деревянные конструкции самолета были частично или полностью заменены металлом, где преобладали алюминиевые усиленные конструкции обшивки корпуса и кабины пилота (монокок). К 1929 году был сформирован класс истребителей-перехватчиков. В 1950-х годах истребители-перехватчики стали реактивными и на них стали устанавливать бортовые радиолокационные станции, которые позволили обнаруживать и поражать воздушные цели даже при отсутствии визуального контакта с противником. Первым в мире полноценным истребителем-перехватчиком по праву считается Су-9, один из первых советских самолетов с треугольным крылом, созданный как составная часть комплекса перехвата Войск ПВО страны. Свой первый полет Су-9 совершил в 1956 году, а уже в 1960 был принят на вооружение. Разработанный в начале 1960-х годов Су-15 дополнил парк перехватчиков и долгое время составлял основу авиации ПВО. Истребитель-перехватчик Су-15 был создан для перехвата целей на высоте до двадцати трех километров и двигающихся со скоростью от пятисот до трех тысяч километров в час.

  Принятый на вооружение в 1970 году самолет МиГ-25 был представителем третьего поколения самолетов истребительного типа. Самолет мог развивать трехкратную скорость звука, и предназначался для борьбы с американскими сверхзвуковыми бомбардировщиками.

  Еще одним средством ПВО времен Второй Мировой войны были заградительные аэростаты.

  Заградительный аэростат (АЗ) — это специальный летательный аппарат легче воздуха, используемые для уничтожения заходящих в защищаемую зону самолетов, посредством их повреждения при столкновении с тросами крепления аэростата, оболочкой аэростата или подрыва подвешенных на тросах крепления зарядов взрывчатого вещества.

  В августе 1709 года бразильцем по происхождению Бартоломеу де Гусманом, жившим в Королевстве Португалия, была продемонстрирована модель воздухоплавательного (легче воздуха) аппарата, представлявшего собой тонкую яйцеобразную оболочку с подвешенной под ней маленькой жаровней. В 1783 году, братья Жозеф и Этьен Монгольфье из города Аннонэй на юге Королевства Франция, подняли в воздух воздушный шар с бумажной сферической оболочкой, наполненный подогреваемым теплым воздухом. Такой тип летательных аппаратов назвали монгольфьерами. В том же году член Петербургской академии наук Леонард Эйлер вывел формулы для расчета подъемной силы аэростатов, то есть воздушных шаров наполненных газом легче воздуха. По предложению французского ученого Жака Шарля воздушные шары стали наполнять водородом, подъемная сила которого более чем втрое превышает подъемную силу нагретого воздуха того же объема. Первый полет на наполненном водородом аэростате Шарль совершил 1 декабря 1783 года. 30 июня 1804 года в городе Санкт-Петербурге русский химик Яков Дмитриевич Захаров и бельгийский физик Этьен Гаспар Робертсон совершили полет на аэростате, для торможения и мягкого приземления Захаров впервые применил канат с грузом на конце (гайдроп). В 1859 году в сражении при Сольферино между французами и австрийцами, французский фотограф-воздухоплаватель Надар (настоящее имя Гаспар-Феликс Турнашон) с привязного аэростата производил разведку расположения австрийских войск и ему удалось сделать фотоснимки позиций противника. В русско-японской войне 1904–1905 года обе противные стороны использовали привязные аэростаты для корректирования артиллерийского огня.

  Аэростаты заграждения начали применяться еще в период Первой Мировой войны. Считается, что первую победу новое средство ПВО одержало 23 июля 1917 года, когда австро-венгерская авиация при атаке итальянских позиций потеряла четыре самолета вследствие повреждения тросами аэростатов заграждения. Во время Второй Мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Несмотря на низкую эффективность заградительных аэростатов, их наличие в системе ПВО вынуждало самолеты противника летать на больших высотах, что затрудняло прицельное бомбометание с пикирования. Для противодействия аэростатным заграждениям, многие бомбардировщики были оснащены устройствами для разрезания тросов крепления аэростатов.

  Войска противовоздушной обороны страны (Войска ПВО страны) – это вид Вооруженных Сил СССР, который был предназначен для отражения ударов противника с воздуха по важнейшим административно-политическим центрам, промышленным и другим важным объектам в тылу, группировкам Вооруженных Сил, а также по объектам, составляющим основу экономической и военной мощи государства.

  До 1950-х годов противовоздушная оборона состояла из отдельных частей ВНОС, зенитно-артиллерийских, прожекторных (были расформированы к 1955 году) и истребительной авиации. Все эти части были сведены в армии, корпуса и дивизии ПВО, состав которых определялся возложенными на них задачами, исходя из разделения территории страны на зоны ПВО, а также прибрежных районов и баз Военно-Морского флота. В 1952 году были сформированы Войска противовоздушной обороны страны, в 1958 году были образованы части противовоздушной обороны Сухопутных Войск, а в марте 1967 года директивой Генерального штаба ВС СССР в составе Войск ПВО страны были сформированы части Противоракетной и противокосмической обороны.

 Служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) – это род войск противовоздушной обороны, предназначенный для ведения противовоздушной разведки, предупреждения об угрозе воздушного нападения противника, а также наведения на воздушную цель средств ПВО.

  Система станций наблюдения за небосклоном и опознавания воздушных целей в России начала формироваться в 1913 году, когда инженер-конструктор Александр Александрович Пороховщиков (дед российского актера Александра Шалвовича Пороховщикова) предложил создать специальную сеть наблюдательных постов вдоль южного побережья Финского залива по линии город Санкт-Петербург – город Рига Лифляндской губернии (Российская империя). Назначение этих станций состояло в том, чтобы следить за появлением летательных аппаратов в зоне ответственности станции, размеры зоны определялись дальностью обзора воздушного пространства с помощью оптических приборов, а также выделять иностранные летательные аппараты и сообщать о факте их появления и направлении полета. Подавать сигнал тревоги должен был наблюдатель, первым обнаруживший воздушную цель. В течение 1915-1917 годов, для организации воздушной обороны крупных военно-политических и административных центров страны, была сформирована структура воздушного наблюдения и оповещения, входящая в состав организации обороны от воздушного нападения германской и австро-венгерской авиации.

  После октябрьской революции в течении 1919 года вокруг города Москвы (РСФСР) и города Петрограда были организованы системы наблюдательных постов противовоздушной обороны. В период с 1926 по 1932 годы происходило формирование в приграничной зоне, а также вокруг главных экономических и административных центров страны постоянной сети визуальных постов наблюдения, комплектуемых в основном за счет сил местной милиции. В июне 1927 года приказом Революционного Военного Совета (РВС) СССР было утверждено «Наставление по службе постов воздушной связи и наблюдения». Вся служба ВНОС, за исключением наблюдательных постов местной противовоздушной обороны (МПВО), была подчинена командующим Военно-воздушными силами военных округов. На наиболее важных участках применялись радиолокационные станции. Система ВНОС создавала сплошное поле визуального наблюдения за воздушным пространством в приграничной полосе глубиной до двухсот пятидесяти километров, а вокруг особо важных объектов страны глубиной до ста двадцати километров. В ходе Великой Отечественной войны произошел резкий количественный рост частей ВНОС и их качественное усовершенствование. В конце 1951 года войска ВНОС были преобразованы в радиотехнические войска и вошли в состав Войск ПВО страны.

  Войска ПВО страны структурно состояли из радиотехнических войск, зенитно-ракетных войск, войска противоракетной и противокосмической обороны и истребительная авиация ПВО.

  Радиотехнические войска (РТВ) обеспечивали контроль воздушного пространства, обнаружение воздушного нападения и предоставление информации о противнике зенитно-ракетным войскам и истребительной авиации. Самым крупным соединением радиотехнических войск считались бригады, объединяющие отдельные, имевшие свою нумерацию, радиолокационные и радиотехнические батальоны и роты, командные пункты, посты наблюдения и узлы связи.

 

Вооружение радиотехнических войск ПВО страны

 

Вид вооружения

Тип вооружения 

 

 

 

Станции обнаружения

П-35 модификации «Сатурн» и «Дренаж»

П-37 «Меч»

П-70 «Лена-М»

67н6Е «Гамма-ДЕ»

22Ж6 «Десна-М»

55Ж6 «Небо»

5У75 «Перископ-В»

Автоматизированная система управления

73Н6 «Байкал»

Система радиолокационного опознавания («свой-чужой»)

«Кремний-2»

«Пароль»

 

Подвижные радиовысотомеры

ПРВ-11 «Вершина»

ПРВ-13

ПРВ-16 «Надежность»

ПРВ-17 «Линейка»

   

 

   Зенитно-ракетные войска (ЗРВ) имели задачу по обеспечению отражения воздушного нападения. Основными штатными единицами зенитно-ракетных войск являлись отдельные дивизионы, имевшие свою нумерацию, которые сводились в полки и бригады. Зенитно-ракетный полк вооруженный комплексами ЗРК С-200 состоял из пяти дивизионов по шесть пусковых установок в каждом; технического дивизиона; командного пункта; радиотехнической станции и радиовысотомера. Дивизионы могли вести огонь ракетами с ядерными боеголовками, из расчета одна боеголовка со спецзарядом на дивизион, для отражения массированного воздушного удара. От маловысотных целей полк прикрывался отдельным дивизионом вооруженным комплексами ЗРК С-125. Позже на вооружении зенитно-ракетных войск появились зенитно-ракетные комплексы С-300.

  Войска противоракетной и противокосмической обороны (ПРО и ПКО) появились с началом массового освоения космоса основным противником — США. Войска ПРО и ПКО считались частями особого назначения (ОСНАЗ, ОН) ПВО. Основы частей противоракетной и противокосмической обороны составляли два отдельных корпуса противоракетной обороны и контроля космического пространства (ККП), которые были сформированы из частей Войск ПВО страны и частей РВСН. Основой войск ПРО и ПКО были специальные радиолокационные станции типа 5Н15 «Днестр» и 5Н86 «Днепр» на базе которых в период 1970-1976 год были развернуты комплексы раннего обнаружения (РО) атакующих баллистических ракет в составе командного пункта и отдельных узлов. Затем на базе этих же радиолокационных станций в 1973 году была развернута система обнаружения спутников (ОС) Земли.

 

Подразделения войск ПРО и ПКО ПВО страны

 

Вид подразделения

Условное обозначение

Место дислокации

 

 

 

 

 

 

Комплексы раннего обнаружения

Узел РО-1

город Оленегорск-1 Оленегорского района Мурманской области, РСФСР, СССР

Узел РО-2

город Скрунда Кулдигского района, Латвийская ССР, СССР

Узел РО-3

город Енисейск Красноярского края, РСФСР, СССР

Узел РО-4

город Севастополя, СССР

Узел РО-5

город Мукачево Закарпатской области,Украинская ССР, СССР

Узел РО-6

(РО-30)

город Печера Коми АССР, РСФСР, СССР

Узел РО-7

Город Габала Габальского района, Азербайджанская ССР, СССР

 

 

Комплексы обнаружения спутников Земли

Узел ОС-1

поселок Мишелевка Усольского района Иркутской области, РСФСР, СССР

Узел ОС-2

полигон Сары-Шаган (берег озера Балхаш) Карагандинской области, Казахская ССР, СССР

 

  В 1979 году на вооружение была принята космическая система обнаружения стартов баллистических ракет с ракетных баз США. В 1980-х годах на базе узлов РО-2, РО-3, РО-5, ОС-1 и ОС-2 были построены стационарные комплексы радиолокационных станций надгоризонтного обнаружения запуска баллистических ракет 5Н79 «Дарьял».

  Истребительная авиация ПВО (ИА ПВО) основной задачей имела уничтожение в воздухе пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов противника. Основными штатными единицами истребительной авиации ПВО являлись истребительные авиационные полки. Основными самолетами истребительной авиации ПВО рассматриваемого периода были сверхзвуковые всепогодные высотные истребители-перехватчики третьего и четвертого поколения, типа МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31, Су-15 и Су-27.

    Командный, инженерный и летный состав для Войск противовоздушной обороны страны готовился в командных, инженерных и авиационных военных училищах, а также в военных училищах радиоэлектроники.

Создание сайта JellyWeb
error:

Есть вопросы?
Закажите обратный звонок!

Заказывая обратный звонок, посетитель сайта соглашается на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности Института.