Училища дорожных войск
Учебные заведения | |
Московское командное училище дорожных и инженерных войск | ПОДРОБНЕЕ |
Дорога – это полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения для передвижения людей, прогона скота и движения транспорта.
Зарождение дорог вначале как пешеходных троп относится к концу первобытнообщинного периода существования человеческого общества, когда появились постоянные поселения, возникли скотоводство и примитивное земледелие. Направляясь группами на охоту или рыбную ловлю, люди избирали пути, пролегавшие по наиболее удобным для продвижения местам, обычно по водоразделам, так как пониженные места часто бывали заболоченными и труднопроходимыми. В результате многократных проходов, в первую очередь у выходов из поселений, возникали тропы. Они приспосабливались к движению путем отбрасывания с троп камней и обламывания ветвей, мешавших нести добычу. Особенностью этих путей было то, что они терялись уже вблизи от поселений, не связывая их между собой. За три тысячи лет до нашей эры появилось колесо и это изобретение сразу же проникло в военное дело, в результате в древней Ассирии появились боевые колесницы. Для эффективного использования колесниц начали строить искусственные пути, так появилась дорожная сеть. Дорожная сеть служила для государственного могущества. Вавилонские дороги периода царя Хаммурапи уже имели прочное дорожное покрытие и ширину проезжей части три с половиной метра, а по краям каменный бордюр. Римские дороги занимали особое место в истории развития путей сообщения и имели военное и хозяйственное значение. Именно из Древнего Рима пришло изречение «Via est Vita» или «Дорога — это жизнь». Основные римские общественные дороги имели каменное покрытие, обеспечивающее постоянный проезд. Римские дороги строились преимущественно легионерами, первыми дорожными войсками. Легионеры выполняли земельные и строительные работы с поразительной скоростью. Местные жители к возведению важного военного сооружения почти не допускались, так как римляне боялись вредительства на важном объекте. Самой известной римской общественной дорогой являлась военная Аппиева дорога, соединившая город Рим с южным городом Бриндизи (Римская империя). После падения Римской империи почти тысячу лет дорожное строительство не получало должного развития и внимания. Объем торговли между государствами был минимален и во многом осуществлялся по водным путям. Одна из причин являлось большое количество мелких феодальных государств с огромным числом таможен.
В России строительство дорог первоначально развивалось несколько отличными от Запада путями в связи с недостатком каменных материалов. Началом дорожного строительства в России можно считать 1722 год, когда был издан сенатский указ о строительстве дороги, связывающей город Петербург с городом Москвой. Дорогу строили как грунтовую, а в болотистых местах устраивались бревенчатые настилы. В 1785 году императрица Екатерина II издала указ, согласно которому новые дороги строились только мощеные камнем. В этом указе впервые упоминается о том, что дороги должны строиться на основе проектов. В Российской империи на дорогах устанавливались верстовые столбы для указания расстояний и сооружались почтовые станции для предоставления ночлега и смены лошадей. К известным военным дорогам России можно отнести: Военно-Грузинскую дорогу, построенную в 1799 году; Военно-Осетинскую дорогу, построенную в 1897 году и Военно-Сухумскую дорогу, построенную в 1903 году.
Для обеспечения маневра войск, подвоза и эвакуации подготавливаются военные дороги и колонные пути.
Колонный путь – это полоса местности, выбранная вне дорог и подготовленная для кратковременного движения войск.
Военная дорога — это существующая или вновь построенная дорога, подготовленная для движения войск.
К военным дорогам относятся войсковые дороги и военно-автомобильные дороги. Войсковые дороги, как и колонные пути, подготавливаются и содержатся инженерными войсками преимущественно в районе действия войск, а военно-автомобильные дороги строятся и содержаться дорожными войсками в оперативном тылу. Кроме того, дорожные и инженерные войска подготавливают дороги для перегруппировки и маневра войск в оперативной глубине.
Виды военных дорог
Разделяющий признак |
Вид дорог |
По характеру движения |
Дороги для колесных машин |
Дороги для гусеничных машин |
|
Дороги для смешанного движения |
|
По направлению |
Фронтальные дороги |
Рокадные дороги |
|
По назначению |
Основные маршруты |
Объезды узких мест |
|
Дублирующие мостовые переходы |
|
Подъезды к важным объектам |
|
Маршруты для гусеничных машин |
|
По ширине проезда |
Дороги, допускающие односторонний проезд |
Дороги, допускающие двухсторонний проезд |
|
По принадлежности |
Батальонные дороги |
Полковые дороги |
|
Дивизионные дороги |
|
Армейские дороги |
|
Фронтовые дороги |
Фронтальные дороги – это дороги идущие по направлению к линии соприкосновения войск.
Рокадные дороги – это дороги идущие вдоль линии соприкосновения войск.
Военно-автомобильная дорога (ВАД) – это дорога, подготовленная для воинского движения, с развернутыми силами и средствами дорожных войск для эксплуатации, технического прикрытия и восстановления этой дороги.
Военно-автомобильная дорога включает в себя: основной маршрут, запасный маршрут, дублирующие мостовые переходы, подъезды к наиболее важным тыловым объектам, расположенным на данном транспортном направлении. Военно-автомобильная дорога должна, соответствовать своему предназначению и предъявляемым к ней требованиям по эксплуатационным показателям, надежности и живучести. Основными эксплуатационными показателями военно-автомобильная дорога являются: допустимая средняя скорость движения автомобильных колонн, пропускная способность, срок службы дорожной одежды (покрытия), грузоподъемность мостов. Надежностью военно-автомобильной дороги, является способностью обеспечивать среднюю скорость движения автомобильных колонн не ниже требуемой в течение заданного срока службы дороги. Живучестью военно-автомобильной дороги, является способность обеспечивать воинское движение в условиях воздействия противника.
Дорожные войска – это специальные войска в составе Тыла Вооруженных Сил СССР предназначенные для выполнения задач дорожного обеспечения, в том числе для подготовки, строительства, восстановления, ремонта и эксплуатации военных автомобильных дорог и мостов в оперативном тылу, организации и несения на дорогах дорожно-комендантской службы (ДКС).
Оперативный тыл включает в себя части и учреждения тыла, входящие в состав фронтов (флотов), военных округов, видов вооруженных сил. Оперативный тыл является связующим звеном между стратегическим и войсковым тылом и предназначен для тылового обеспечения войсковых объединений и соединений. Оперативный тыл развертывается в тыловых полосах фронтов (флотов) и на территории военных округов, подразделяется на фронтовой тыл, флотский тыл, окружной тыл, армейский (корпусной) тыл, тыл флотилий и эскадр.
В состав дорожных войск входили: дорожно-комендантские бригады, дорожно-строительные бригады, мостовые бригады, отдельные дорожно-комендантские батальоны, дорожные батальоны, мостовые батальоны, мостозаготовительные батальоны, проектные учреждения и иные организации. В октября 1970 года, на основании постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, были сформированы четыре отдельные дорожно-строительные бригады (одсбр) Главного военно-строительном управлении (ГВСУ) МО СССР, которые приступили к выполнению задач по строительству и реконструкции дорог в Закарпатье (Мукачево), Забайкалье (Иркутск-Чита) и в Казахской ССР (Актогай — Дружба).
Специальная техника дорожных войск
Группа специальной техники |
Вид специальной техники |
Машины для подготовительных работ |
Кусторез Д-514А на базе трактора Т-100МГП |
Кусторез ДП-24 на базе трактора Т-130 |
|
Кусторез с фрезерным рабочим органом КР-2 |
|
Корчеватель ДП-8А |
|
Рыхлитель Д3-116ХЛ |
|
Навесной рыхлитель Д-515А |
|
Машины для земляных работ |
Бульдозер с поворотным отвалом ДЗ-109 на базе трактора Т-130 |
Скрепер Д-357 П на базе тягача МоАЗ-546П |
|
Экскаватор Э-305 |
|
Автогрейдер ДЗ-99 |
|
Дорожные машины |
Самоходный каток Д-365 |
Воздушно-компрессорная станция ПВ-10 |
|
Дробильно-сортировочная установка Д-562А |
|
Асфальтоукладчик |
|
Автобитумовоз |
|
Автогудронатор |
|
Асфальтовый завод ДС-1859 |
|
Электротехнические средства |
Электростанция ЭСБ-4-ВО |
Зарядная станция |
|
Электростанция ЭСБ-8И |
|
Лесозаготовительные и мостостроительные средства |
Трелевочный трактор |
Лесопильная рама войсковая ЛРВ |
|
Комплект мостостроительных средств КМС-Э |
|
Установка для строительства мостов УСБ |
|
Установка сваебойная УСБ |
|
Установка завинчивания свай УЗС |
|
Дизель-молот ДМ -240 с копром ОСК |
|
Средства технического обслуживания и ремонта машин |
Подвижная автомобильная ремонтная мастерская ПАРМ-1 М |
Мастерская технического обслуживания и текущего ремонта автомобильной техники МТО-АТ |
|
Мастерская ремонта инженерного вооружения МРИВ |
Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории государства от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Силы и средства гражданской обороны СССР составляли службы Гражданской обороны (СГО), войска Гражданской обороны (ВГО) и нештатные формирования Гражданской обороны (НФГО). Были созданы четыре общесоюзные службы Гражданской обороны: медицинская служба, служба защиты животных и растений, служба охраны общественного порядка и противопожарная служба. На базе министерств, ведомств, управлений, организаций, объектов народного хозяйства создавались республиканские, региональные, городские, районные и объектовые службы Гражданской обороны: служба связи и оповещения, инженерная служба, служба энергетики, техническая служба, служба убежищ и укрытий, служба торговли и питания, автотранспортная служба, служба светомаскировки. При службах были организованы нештатные формирования Гражданской обороны.
Войска Гражданской обороны (Войска ГО) – это специальные войска входившие в состав Вооруженных Сил СССР, которые были предназначены для защиты населения, материальных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или возникших в результате катастроф техногенного или природного характера.
Войска ГО были оснащены дорожно-строительными машинами для расчистки завалов, техникой для пожаротушения, техническими средствами обеззараживания, другими машинами и механизмами, необходимыми для ведения спасательных и других неотложных работ.
Командный состав для дорожных войск и войск ГО готовился в единственном высшем командном училище.