Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов противовоздушной обороны имени маршала авиации В.А. Судца
Адрес
Страна | Союз Советских Социалистических Республик |
Союзная республика | Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика |
Регион | Ставропольский край |
Район | — |
Населенный пункт | город Ставрополь |
Улица | улица Ленина |
Дом | 320 |
Краткая справка
В 1955 году в городе Ставрополе Ставропольского края (РСФСР, СССР) было сформировано Ставропольское радиотехническое училище Войск ПВО страны. Училище разместилось на территории военного городка № 11, где в 1844 году, поличному указанию императора Николая I, был организован военный госпиталь на восемьсот коек. Во время Кавказкой войны, в 1847 году, в госпитале некоторое время оперировал выдающийся русский хирург и основоположник военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов. Именно здесь, на Кавказе, Пирогов впервые применил перевязку бинтами, пропитанными крахмалом, которая оказалась удобнее и прочнее, чем применявшиеся раньше лубки. В этот период Пирогов впервые в истории медицины начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием (наркозом) в полевых условиях. В 1895 году территорию военного городка занял 83-й Самурский пехотный полк. После Октябрьской революции комплекс зданий занимал кавалерийский полк 5-ой Ставропольской кавалерийской дивизии имени Блинова, затем здесь дислоцировался 87-й запасной кавалерийский полк. Перед Великой Отечественной войной здания военного городка занимала 103-я стрелковая дивизия. В период немецкой оккупации на территории городка размещались тыловые части Вермахта. На одном из старых строений в автопарке сохранилась надпись на немецком языке: «LKW – Werkstaff», что означает на немецком языке «Мастерская по ремонту грузовых автомобилей». В 1966 году училище было расформировано, курсанты младших курсов были переведены в Вильнюсское радиотехническое училище ПВО, а цикл автоматизированных систем управления был отправлен в Даугавпилсское военное авиационное радиотехническое училище ПВО.
В 1966 году, директивой Министра обороны СССР, по предложению маршала авиации Евгения Яковлевича Савицкого и генерал-майора Федора Ивановича Сметанина, на базе училища был сформирован филиала Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков ПВО, для подготовки штурманов авиационные ракетные комплексы дальнего перехвата (барражирующих истребителей-перехватчиков) Ту-128 и двухместных истребителей-перехватчиков Як-28п. Штатная численность курсантов-штурманов была определена в количестве пятьсот человек. Начальником филиала был назначен Герой Советского Союза полковник Аркадий Михайлович Селютин. Для организации летной подготовки курсантов в составе филиала была сформирована 163-я отдельная учебная авиационная эскадрилья, имевшая на вооружении учебно-штурманские самолеты Ли-2ш и Ту-124ш. Базовым аэродромом филиала стал аэродром Шпаковское, расположенный в городе-спутнике Ставрополя – Михайловске. В филиале была сформирована ведущая кафедра штурманской подготовки и боевого управления (самолетовождения). Первыми обучаемыми филиала стали курсанты, закончившие первый курс в Даугавпилсском военном авиационном радиотехническом училище ПВО. Обучение первых штурманов — операторов велось по программе среднего военного училища, со сроком обучения три года. Учебные планы подготовки штурманов и радиотехников ПВО были во многом схожи. Основное отличие состояло в наличии специальных авиационных дисциплин: теория полета, самолетовождение, авиационная метеорология, боевое применение ракет, парашютная подготовка, летная подготовка, бомбометание. На государственные экзамены выносились следующие дисциплины: летная подготовка, история КПСС, самолетовождение и тактика Войск ПВО страны. Первый выпуск в филиале состоялся 30 октября 1967 года. Выпускникам было присвоено воинское звание «лейтенант», вручены дипломы об окончании Армавирского ВВАУЛ по специальности «эксплуатация и применение технических средств самолетовождения» с присвоением квалификации «штурман-техник». В 1968 году в канун празднования Дня авиации возле учебного заведения на углу улиц Ленина и Ломоносова появился памятник советским летчикам –самолет МиГ-17 на постаменте.
В сентябре 1969 года, на основании приказа Министра обороны СССР и директивы Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, филиал был реорганизован в Ставропольское высшее военно-авиационное училище летчиков и штурманов, со сроком обучения четыре года. Училище готовило офицерские кадры для авиации ПВО по трем направлениям, с присвоением квалификаций: летчик-инженер; штурман-инженер; штурман-инженер боевого управления (ШБУ). На первом курсе летчики и штурманы-операторы получали теоретические знания в основном по общеобразовательным дисциплинам. Со второго курса начиналось изучение специальных дисциплин, а с марта начинались полеты на аэродроме Шпаковское. До июля полеты проводились только днем, затем до конца второго курса полеты проводились как днем, так и ночью. Аналогично осуществлялось обучение и на третьем курсе. Четвертый год обучения завершался стажировкой в строевых авиационных частях Войск ПВО страны. Учебные группы по специальности офицера боевого управления (штурмана наведения) первоначально формировались из числа курсантов-летчиков и курсантов-штурманов, списанных с летной работы по здоровью. Подготовка этих специалистов по содержанию основных предметов значительно отличалась от обучения штурманов-операторов. Постепенно количество обучаемых по профилю штурман-оператор уменьшалось, а штурман боевого управления росло.
Курсанты училища организационно были сведены в два батальона: первый батальон (летный) и второй батальон (штурманский). Батальоны состояли из управления, которое включало командира батальона, заместителя командира батальона по политической части, секретаря партийного комитета и секретаря комсомольской организации, а также нескольких учебных рот по сто пятьдесят человек в каждой. Курсанты профиля штурман-оператор организационно входили в роты штурманского батальона. 8 апреля 1970 года командующим авиацией Войск ПВО страны дважды Героем Советского Союза генерал-полковником авиации Андреем Егоровичем Боровых от имени Президиума Верховного Совета СССР училищу было вручено Боевое Знамя. 10 июля 1981 года училищу было присвоено почетное имя маршала авиации Владимира Александровича Судца.
В 1975 году училище первым в стране приступило к обучению летного состава полетам на новейшем типе чехословацкого учебно-боевого истребителя Л-39 «Альбатрос». Среди выпускников училища есть два летчика-космонавта: Герой Российской Федерации полковник Валерий Иванович Токарев и Герой Российской Федерации полковник Александр Александрович Скворцов.
После распада СССР училище, после ряда переформирований, в 2010 году было расформировано.
В училище реализовывались учебные программы по подготовке летчиков истребительной авиации и штурманов для Войск противовоздушной обороны страны по специальностям «летная авиационная» и «штурманская авиационная», с присвоением квалификаций «летчик-инженер», «штурман-инженер» и «штурман-инженер боевого управления». Срок обучения в училище составлял четыре года.
Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца и вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища.
Выпускаемые специалисты
Летчик истребителя-перехватчика МиГ-21 и истребителя-перехватчика МиГ-23 | ||
Штурман барражирующего истребителя-перехватчика Ту-128 | ||
Штурман наведения |