Уральский Институт безопасности

УрИБ

8-922-144-33-93

8 (343) 361-44-63

время звонков с 08-00 до 17-00

(время московское)

УрИБ

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Для выбора интересующего курса из списка, можете воспользоваться поиском. Если у Вас возникли сложности при выборе названия курса, обратитесь по телефону 8-922-144-33-93 либо задайте вопрос по электронной почте uralinbez@yandex.ru

Школы усовершенствования командного состава

Школы усовершенствования командного состава Министерства путей сообщения СССР

Учебные заведения
Школы усовершенствования командного состава
Школа усовершенствования командного состава военизированной охраны ПОДРОБНЕЕ

   Военизированная охрана (ВОХР) – это специализированной вооруженное подразделение выполняющая служебные функции по охране объектов и имущества, укомплектованное гражданскими (вольнонаемными) лицами.

  Военизированная охрана железнодорожного транспорта (ВОХР ЖДТ) – это специализированной вооруженное подразделение выполняющая служебные функции по охране объектов, сопровождению грузов и тушению пожаров пределах магистральной железнодорожной сети общего пользования (полосе отвода) и на территории метрополитена.

  Временем появления вооруженной охраны на железнодорожном транспорте можно считать июль 1899 года, когда министр путей сообщения тайный советник князь Михаил Иванович Хилков, с согласия императора Николая II, утвердил «Временные правила об употреблении путевыми сторожами Средне-Сибирской железной дороги оружия при исполнении служебных обязанностей». Согласно «Временным правилам» путевые сторожа, при исполнении служебных обязанностей в полосе отвода железной дороги, вооружались ружьями и считались часовыми. Путевой сторож имела право применить оружие в следующих случаях: для отражения вооруженного нападения или пресечения вооруженного сопротивления; для отражения невооруженного или группового нападения, когда существовала угроза жизни сторожа; для защиты железнодорожного имущества от насильственного хищения или порчи; для отражения нападения на поезда; для задержания убегающего правонарушителя, если он не реагировал на требования остановится. Начиная с 1900 года такие же Правила были утверждены для Сибирской, Забайкальской, Закаспийской и Закавказской железных дорог, то есть в отдаленных районах с повышенной криминогенной обстановкой. В результате этих решений оружие получили: путевые, мостовые и переездные сторожа; дорожные мастера и артельные старосты; стрелочники; поездная прислуга и кондукторы товарных поездов; надсмотрщики телеграфа; машинисты водокачек; сторожа по охране вагонов на станциях, мастерских и грузовых складов; ночные караульные на станциях; дежурные по станциям V и IV классов.

  После Октябрьской революции советская власть столкнулась с проблемой снабжения населения продовольствием, соответственно было обращено особое внимание на обеспечение сохранности грузов при их перевозке, а также охрану путей сообщения. 30 января 1918 года в целях обеспечения планомерного снабжения населения продовольствием и предметами первой необходимости была создана Всероссийская Междуведомственная Чрезвычайная Комиссия по охране дорог (ВМЧК). Была объявлена борьба с мешочниками (продовольственным «челнокам» той эпохи), из-за которых не могли отправить поезда, так как мешочники размещались, в том числе на крышах вагонов, тормозных площадках и сцепных устройствах. В отдельных случаях коллективы мешочников нанимали частных лиц, в качестве охранников, которые были вооружены даже пулеметами и могли оказать серьезное сопротивление железнодорожникам и представителям власти. На мешочников устраивались облавы, применялись жесткие санкции. В случае сопротивления они подлежали аресту и суду, при вооруженном сопротивлении спекулянты подлежали расстрелу на месте. В марте 1918 года, на основании декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР «О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности», была учреждена военная охрана железных дорог из отрядов, организуемых из числа железнодорожников, которые подчинялись представителям Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) РСФСР. ВМЧК также была передана в ведение НКПС РСФСР. 28 ноября 1918 года декретом СНК РСФСР на железных дорогах было введено военное положение, все железнодорожные служащие считались призванными на военную службу, оставаясь при исполнении своих обязанностей. Приказом Революционного Военного Совета Республики (РВСР) в декабре 1918 года был создан Штаб охраны и обороны железных дорог Республики (Обжелдор), который возглавил железнодорожную охрану. В январе 1920 года воинские части Обжелдор были переданы Народному Комиссариату Внутренних Дел (НКВД) РСФСР и вошли в состав войск Внутренней охраны Республики (ВОХР), Штаб Обжелдор был упразднен. Для борьбы с пожарами на железнодорожном транспорте НКВД и НКПС организовали и поставили на дежурство семь пожарных поездов.

  9 декабря 1921 года, на основании декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения», в структуре НКПС РСФСР была создана вооруженная Охрана путей сообщения (ОПС). В марте 1923 года Народный комиссар путей сообщения утвердил «Положение об Охране железнодорожных путей сообщения», согласно которому на службу в охрану принимались лица в возрасте от двадцати до пятидесяти пяти лет. Работники охраны обязаны были отслужить не менее шести месяцев и подчиняться дисциплинарному уставу Красной Армии. Работники делились на рядовой состав (агенты охраны), командный состав (младший, средний, старший и высший комсостав) и канцелярско-технический состав. Несемейный рядовой и младший командный состав проживал в казармах. В 1923 году охрана железнодорожных мостов и тоннелей была возложена на железнодорожную охрану НКПС СССР, и в составе ОПС были созданы особые вооруженные отряды (ОВО). С образованием ОВО вооруженная охрана НКПС разделилась на два вида: невоенизированную часть, которая осуществляла охрану имущества и перевозимых грузов и военизированную часть, которая осуществляла охрану стратегических объектов железнодорожного транспорта. Управление обоими видами охраны оставалось единой. Была введена должность «стрелок» для рядовых работников ОВО. Отряд ОВО получал на вооружение станковые пулеметы, а некоторые отряды имели на вооружении бронепоезда для сопровождения пассажирских и грузовых поездов с особо ценными или важными грузами. В ноябре 1924 года был военизирован весь начальствующий состав железнодорожной охраны. 4 октября 1925 года на Красной площади был устроен торжественный парад-смотр частей вооруженной охраны путей сообщения, на параде присутствовали народный комиссар путей сообщения Ян Эрнестович Рудзутак и Народный комиссар обороны Климент Ефремович Ворошилов. В марте 1926 года в городе Москве (СССР) была открыта Школы усовершенствования командного состава (ШУКС) Охраны путей сообщения. В 1928 году ОПС НКПС была реорганизована в Стрелковую охрану путей сообщения (СОПС). В 1930 году на базе пожарной охраны железнодорожного транспорта была создана Военизированная пожарная охрана (ВПО) НКПС СССР. Срок службы личного состава ВПО НКПС составлял не менее двух лет.

  В августе 1932 года было осуществлено объединение СОПС и ВПО в Центральное управление военизированной охраны путей сообщения (ЦУ ВОПС) НКПС СССР. К задачам стрелковой охраны добавилось поддержание порядка на перронах станций, в зданиях вокзалов, у билетных касс, охрана денежных и других ценностей в пути следования поездов, охрана товарных поездов в пути. А с октября 1932 года охрана должна была задерживать и проводить санитарную обработку беспризорных детей, передвигающихся по железным дорогам, обеспечивать их питанием и культурным досугом. Для поиска детей применялись особые дозоры и оперативные группы. Почти в каждом подразделении были свои воспитанники. Им выдавали форменную одежду, принимали на все виды довольствия, они посещали вместе со стрелками занятия и выполняли посильную работу. Даже после того, как детские приемники на транспорте были упразднены, юные стрелки оставались в подразделениях охраны. В поселке Стрельня Ленинградской области (РСФСР, СССР) была открыта Школа усовершенствования командно-технического состава СОПС, где готовили специалистов для военизированной пожарной охраны НКПС СССР. 29 октября 1937 года было утверждено «Положение о военизированной охране путей сообщения». Основной организационной единицей военизированной охраны являлся отряд, который подразделялся на стрелковые взводы, пожарные команды и команды пожарных поездов.

  С началом Великой Отечественной войны работа железнодорожного транспорта была подчинена обеспечению воинских перевозок, бесперебойной и быстрой доставке грузов для нужд армии. Особое значение придавалось охране и обороне поездов, а также наиболее важных объектов на железных дорогах. Охрана железнодорожного транспорта была возложена на войска НКВД СССР, а стрелковую охрану НКПС включили в состав войск НКВД. Военизированная пожарная охрана была переименована в Военизировано-пожарную охрану НКПС.

  С 1946 года функция охраны железнодорожного транспорта и грузов было снова возложено на военизированную охрану МПС СССР, был создан отряд военизированной пожарной охраны метрополитена. В июне 1949 года Совет Министров СССР утвердил «Положение о военизированной охране МПС СССР», которым для личного состава охраны были введены звания и форма одежды. В 1962 году для личного состава военизированной охраны был утвержден знак «Отличник военизированной охраны МПС».

  В июне 1984 года Совета Министров СССР (СМ СССР) утвердил новое «Положение о военизированной охране Министерства путей сообщения», согласно данного положения были установлены задачи ВОХР МПС.

 

Задачи военизированной охраны МПС СССР

 

№ п/п

Задачи военизированной охраны 

1

Охрана грузов в пути следования и в парках станций по перечню, утверждаемому Советом Министров СССР

2

Охрана особо важных объектов железнодорожного транспорта по перечню, утверждаемому начальником железной дороги по согласованию с местными органами Комитета государственной безопасности СССР и командованием военного округа Министерства обороны СССР

3

Охрана объектов железнодорожного транспорта по перечню, утверждаемому начальником железной дороги

4

Предотвращение незаконного проезда посторонних лиц в грузовых поездах и хождения посторонних лиц по железнодорожным путям в неустановленных местах

5

Оперативное руководство сторожевой охраной на железных дорогах

6

Проведение пожарно-профилактических мероприятий и контроль за выполнением установленных требований пожарной безопасности

7

Ликвидацию пожаров на предприятиях, в учреждениях и организациях Министерства путей сообщения СССР, а также в железнодорожном подвижном составе

8

Содействие в укреплении и всемерном развитии добровольных пожарных дружин и других общественных противопожарных формирований

 

   Военизированная охрана МПС СССР состояла из охранных подразделений и пожарный подразделений, а также из совмещенных охранно-пожарных подразделений.

 

Структура военизированной охраны МПС СССР

 

Руководящий орган, структурное подразделение Задача Кем назначается
Управление военизированной охраны МПС Руководство военизированной охраной МПС Министром путей сообщения СССР
Отдел военизированной охраны железной дороги Руководство военизированной охраной дороги Министром путей сообщения СССР
Отдел военизированной пожарной охраны метрополитена Руководство военизированной пожарной охраной метрополитена Начальником метрополитена
Отряд военизированной охраны Руководство военизированной охраной отделения дороги Начальником железной дороги
Стрелковая команда Охрана грузов и стационарных объектов Начальником отряда военизированной охраны
Стрелковая команда первой категории Охрана особо важных объектов Начальником отряда военизированной охраны
Пожарная команда (пожарный поезд) Тушение пожаров Начальником отряда военизированной охраны или Начальником отдела военизированной пожарной охраны метрополитена
Стрелково-пожарная команда Охрана грузов и тушение пожаров Начальником отряда военизированной охраны

 

   Военизированная охрана МПС СССР имела следующие вооружение:

— средний и старший командный состав был вооружен пистолетами ТТ;

— младший командный и рядовой состав стрелковых команд был вооружен револьверами «Наган»;

— младший командный состав стрелковых команд первой категории был вооружен револьверами «Наган»;

— рядовой состав стрелковых команд первой категории был вооружен карабинами СКС и автоматами ППШ;

— стрелковые команды первой категории, кроме того имели на вооружении станковые пулеметы «Максим» и ручные пулеметы ДП.

  Школа (курсы) усовершенствования командного состава (ШУКС, КУКС) – это специализированные военно-учебные заведения для повышения квалификации командного состава армии, со сроком обучения до трех лет.

  Так как военизированная охрана МПС создавалась в 1920-е годы по армейскому принципу, то и учебные заведения военизированной охраны назывались как армейские учебные заведения того периода — школами усовершенствования командного состава.

  Командные кадры военизированной охраны МПС СССР готовило единственное учебное заведение — ШУКС.

Создание сайта JellyWeb
error:

Есть вопросы?
Закажите обратный звонок!

Заказывая обратный звонок, посетитель сайта соглашается на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности Института.