Щербаков Е. А.
Инженерно-технические средства охраны и надзора
Издательство Самарского юридического института ФСИН России, Самара, 2011 год, 95 страниц.
Содержание
Введение
- Тема 1. Сущность и содержание дисциплины. Основы инженерно-технического обеспечения служебной деятельности подразделений УИС.
- Ограждения и инженерные заграждения объектов.
- Инженерные сооружения и конструкции на КПП, постах наряда, в специальных зданиях и помещениях.
- Техника безопасности при эксплуатации ИТСОН.
- Назначение, состав и классификация технических средств охраны и надзора. Рубежи обнаружения на объектах охраны.
- Датчики, приборы и системы обнаружения.
- Системы сбора и обработки информации.
- Оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора постоянных объектов исправительных колоний, воспитательных колоний, лечебных исправительных учреждений.
- Оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора помещений.
- Оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора временных и кратковременных производственных объектов.
- Организация и проведение технического обслуживания ИТСОН.
- Оборудование инженерно-техническими средствами охраны и надзора следственных изоляторов (тюрем).
- Особенности оборудования инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов, расположенных в особых условиях местности, отдельно дислоцированных подразделений, складов (баз), отдельно стоящих административных зданий.
- Порядок проверки состояния ИТСОН.
- Оборудование обменных пунктов и транспортных средств для перемещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, при конвоировании.
- Оборудование вновь строящихся и подлежащих реорганизации учреждений уголовно-исполнительной системы.
Заключение
Аннотация
До 1994 года охрана учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) осуществлялась внутренними войсками МВД РФ. Приказом министра внутренних дел РФ № 222 от 30.06.1994 г. функции охраны ИК, ВК, СИЗО и тюрем переданы уголовно-исполнительной системе. При этом необходимо было в сжатые сроки подготовить материальную базу, вооружение, оружейные комнаты, а самое главное – укомплектовать личный состав охраны.
С 1994 года в УИС МВД России начались коренные преобразования по созданию структуры инженерно-технического обеспечения служебной деятельности учреждений и территориальных органов управления УИС.
Рациональное использование сил и средств подразделений охраны, повышение качества подготовки специалистов в области инженерно-технических средств охраны и надзора, оборудование объектов учреждений современными инженерными и техническими средствами позволили за время реформирования существенно повысить надёжность охраны объектов УИС и обеспечить выполнение режимных требований по отношению к осуждённым и лицам, содержащимся под стражей.
В настоящее время невозможно переоценить роль научно-технического прогресса, охватившего все без исключения сферы человеческой деятельности. Проникая все глубже в нашу жизнь, он не только изменяет ее, но и заново формирует сознание людей, трансформирует привычные представления о природе и обществе. Становясь все более мощным и совершенным орудием цивилизации, техносфера требует адекватного к себе отношения и, прежде всего, углубления и систематизации знаний, повышения образовательного уровня широких масс. Не может остаться в стороне от влияния научно-технического прогресса и такая специфическая область общественной практики, как правоохранительная деятельность. Изучение дисциплины «Инженерно-технические средства охраны и надзора» (ИТСОН) является одним из важнейших аспектов подготовки специалистов для учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, предполагает приобретение обучающимися профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для правильного применения и эксплуатации ИТСОН при осуществлении профессиональной деятельности, а также соблюдения законности в ходе соответствующих мероприятий.
Инженерно-технические средства охраны и надзора являются основой оборудования объектов уголовно-исполнительной системы, так или иначе влияющей на организацию всей оперативно-служебной деятельности подразделений и органов УИС. Без хорошо развитого, оснащенного новыми современными техническими средствами комплекса ИТСОН реализация режима отбывания наказаний в исправительных учреждениях ФСИН России становится не только малоэффективной, но и неадекватной основным целям и задачам УИС, экономически убыточной.
Сегодня есть все основания считать, что без применения технических средств охраны и надзора обеспечение режима отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России было бы невозможным. Непрерывно совершенствуясь, технические средства охраны и надзора требуют от эксплуатирующего их персонала глубоких знаний и навыков, творческого подхода к решению возникающих проблем и задач.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 1997 года впервые на законодательном уровне урегулировал применение технических средств надзора и контроля при организации режима исполнения наказания в виде лишения свободы (ст. 83). Это позволяет применять технические средства в целях профилактики и пресечения побегов осужденных, других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получения необходимой информации о поведении осужденных.
Деятельность УИС в настоящий период можно охарактеризовать как переходную в условиях административного реформирования ФСИН России в целом и переоснащения учреждений, и органов УИС современными техническими средствами и новыми информационными технологиями, в частности. Сказывается явно недостаточное финансирование, столь необходимое именно сейчас, нехватка специалистов в области использования инженерно-технических средств охраны и надзора, порой их слабая подготовленность к решению новых задач, проблемы организационного характера, а также укоренившийся за последние годы подход руководства многих учреждений и органов различных уровней к проблемам технического переоснащения как ко вторичным.
Проблемы технического перевооружения УИС нашли отражение в принятой в 2004 года Концепции совершенствования оборудования объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора до 2010 г. Ее основное назначение – обоснование приоритетов технической политики на базе интеграции научного, кадрового, материально-технического потенциала и мобилизация интеллектуальных, финансовых ресурсов субъектов управления на обеспечение оптимального функционирования и развития УИС.
В ходе дальнейшего реформирования уголовно-исполнительной системы в 2010 году были приняты Концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года и Концепция развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года, которые предполагают модернизацию и оптимизацию оснащения учреждений комплексами ИТСОН.
Для достижения перечисленных целей необходимо:
— определить объем служебных задач по охране и надзору подведомственных объектов с учетом изменения видов учреждений УИС;
— модернизировать инженерно-техническое оснащение охраняемых объектов, специальных подразделений по конвоированию с применением современных технологий и технических средств;
— перейти на прогрессивные способы охраны и надзора учреждений УИС, создать условия для качественного выполнения служебных задач;
— осуществить реорганизацию подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений, изменить систему профессиональной подготовки персонала;
— совершенствовать систему управления и ведомственного контроля за деятельностью подразделений, обеспечивающих безопасность учреждений.
Непременными условиями модернизации являются: определение единой технической политики в части инженерно-технического оборудования объектов УИС, принципиальное изменение отношения к инженерным ограждениям. Основными принципами единой технической политики применительно к условиям УИС являются:
— наличие определенного перечня ИТСОН, единых технических стандартов и требований по оснащению ими учреждений и объектов;
— унификация технических средств охраны и надзора (ТСОН), возможность использования их как для обеспечения охраны объектов, так и для надзора за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми, режимных требований;
— приобретение ИТСОН у предприятий-изготовителей, чья продукция в полном объеме отвечает техническим требованиям и стандартам, принятым в УИС;
— максимальное использование производственного потенциала УИС в вопросах изготовления ИТСОН.
Модернизация предполагает:
— реконструкцию комплексов ИТСОН, установленных в запретных зонах;
— дальнейшее внедрение интегрированных систем безопасности (ИСБ);
— совершенствование инженерно-технического оборудования контрольно-пропускных пунктов, сборных отделений СИЗО;
— оснащение учреждений и специальных подразделений по конвоированию специальными транспортными средствами;
— инженерно-техническое обеспечение службы временных караулов и караулов по конвоированию.