Уральский Институт безопасности

УрИБ

8-922-144-33-93

8 (343) 361-44-63

время звонков с 08-00 до 17-00

(время московское)

УрИБ

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Для выбора интересующего курса из списка, можете воспользоваться поиском. Если у Вас возникли сложности при выборе названия курса, обратитесь по телефону 8-922-144-33-93 либо задайте вопрос по электронной почте uralinbez@yandex.ru

Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище

Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище

 

Адрес

 

Страна Союз Советских Социалистических Республик
Союзная республика Украинская Советская Социалистическая Республика
Регион Крымская область
Район
Населенный пункт город Севастополь
Улица улица Курчатова
Дом 7

 

Краткая справка

 

На основании приказа Военно-морского министра СССР адмирала флота Николая Герасимовича Кузнецова, в 1951 году в городе Севастополе Крымской области (РСФСР, СССР) было сформировано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище. Для училища было предназначено недостроенные здания бывшего царского Морского кадетского корпуса, в бухте Голландия, из-за чего училище имело неофициальное название «Голландия». Первым начальником училища был назначен инженер-контр-адмирал Михаил Васильевич Королев. К началу учебного года были созданы кафедры: марксизма-ленинизма, теоретической механики и сопротивления материалов, физики, двигателей внутреннего сгорания, технологии металлов, военно-морских дисциплин, химии, физической подготовки и спорта, высшей математики, начертательной геометрии и машиностроительного черчения и иностранных языков. Лабораторные установки в большинстве своем создавались силами личного состава под руководством преподавателей в учебных мастерских училища. Много внимания практическому обучению курсантов уделяла кафедра технологии металлов. По слесарной практике занятия проводились на нескольких старых слесарных верстаках, установленных в коридоре первого этажа северной части здания учебного корпуса. Учебно- производственную практику курсанты проходили в цехах различных заводов. Занятия были спланированы на весь рабочий день и проходили под руководством преподавателей кафедры, мастеров и бригадиров производственных предприятий. Такая организация занятий давала возможность курсантам основательно познакомиться с заводами, их структурой, условиями работы и получить практические навыки управления производством. Первая корабельная практика у первокурсников проходила на крейсерах «Куйбышев» и «Красный Крым». 25 сентября 1953 года училищу было вручено Красное Знамя части и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.

  В 1954 году училище переименовывается в Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания. Училище было переведено на новые штаты и изменен профиль подготовки специалистов. Теперь учебное заведение осуществляло подготовку инженеров для службы на подводных лодках в первичной должности командира группы электромеханической боевой части. Первоначально практические занятия с курсантами проводились в лаборатории двигателей внутреннего сгорания флотского учебного отряда, а также на подводной лодке КБП-43, приданной училищу. Кроме того, училищу были приданы: эскадренный миноносец «Бодрый», а также подводные лодки Б-34 и С-207. В октябре 1954 года была создана кафедра энергетических установок подводных лодок и их боевого использования. На кафедре химии были созданы наглядные учебные пособия и оборудована лаборатория, которая позволила значительно расширить объем лабораторных работ в области химии топлив, смазочных материалов и гидрохимии. На кафедре начертательной геометрии и машиностроительного черчения был оборудован учебный кабинет с моделями, узлами и деталями механизмов по профилю училища. Силами курсантов был построен стометровый стрелковый тир, не предусмотренный генеральным планом.

  С появлением в составе ВМФ СССР подводного атомного флота в училище введены новые дисциплины на кафедре электрооборудования подводных лодок: «Теория автоматического регулирования» и «Элементы систем автоматики», а на кафедре энергетических установок подводных лодок и тепловых двигателей: «Ядерные энергетические установки подводных лодок», «Ядерные реакторы и парогенераторы атомный энергетических установок» и «Паротурбинные установки». Всем отличникам учебы было предложено служить на «новых лодках», но содержание понятия «новые лодки» держалось в строгой тайне и не раскрывалось. Из пожелавших служить на «новых лодках» курсантов была сформирована учебная спецгруппа, которой начали читать дополнительные учебные дисциплины: «Ядерные энергетические установки подводных лодок», «Ядерные реакторы и парогенераторы атомный энергетических установок», «Паротурбинные установки», «Дозиметрия». В 1956 году училищу было разрешено открыть адъюнктуру по профилю обучения. Выпускники 1958 года получили дипломы с присвоением квалификации «инженер-механик» по специальности «Специальные энергетические установки подводных лодок», этот выпуск можно считать первым выпуском специалистов на атомные подводные лодки.

  В 1960 году, из-за режима повышенной секретности, училище опять переименовали в 3-е Высшее военно-морское инженерное училище. Начиная с 1960 года, после защиты дипломных проектов, курсанты направлялись на стажировку на подводные лодки в должности дублеров командиров групп БЧ-5. И только после успешного прохождения стажировки им присваивалось воинское звание «инженер-лейтенант». Была упразднена курсовая система организации учебного процесса и вместо этого были созданы факультеты: дизельный факультет, электротехнический факультет и специальный факультет (атомных энергетических установок подводных лодок). При переходе на факультетскую систему управления было создано несколько новых кафедр специального профиля: кафедра атомных энергетических установок подводных лодок и их боевого использования, кафедра автоматического управления энергетическими установками подводных лодок, кафедра ядерных реакторов и парогенераторов атомных энергетических установок подводных лодок. В августа 1960 года кафедра электрооборудования подводных лодок была разделена на две самостоятельные кафедры: кафедру электроприводов подводных лодок и кафедру электроэнергетических систем подводных лодок. В 1962 году вступила в строй лаборатория тренажеров по управлению подводной лодкой, тренажеры которой позволяли обеспечить все практические занятия курсантов по учебному курсу «Теория, устройство, живучесть управления подводной лодкой». В училище были построены пожарный и водолазный полигоны. На Морском заводе ВМФ № 13, по заказу училища, на базе прочного корпуса подводной лодки тип «М» 15 серии, была изготовлена и смонтирована водолазная башня высотой двадцать метров для отработки глубоководных погружений и выхода из аварийной подводной лодки. В 1962 году была запущена в эксплуатацию первая действующая паротурбинная установка, состоящая из турбогенератора и парового котла, позволившая организовать планомерную практическую подготовку курсантов по эксплуатации ремонту паросилового оборудования подводной лодки. На кафедре атомных энергетических установок в 1967 году был смонтирован тренажер «Учеба-75» (МТР-154) по управлению атомной энергетической установкой подводной лодки. В 1970 году был смонтирован тренажер «Пульт-70» (МТР-554) по управлению атомной энергетической установкой подводной лодки. В этом же году была запущена лаборатория «Борт-70» с действующей атомной энергетической установкой. На кафедре ядерных реакторов были смонтированы тренажер «УТ-2», на базе ЭВМ по управлению ядерным реактором, и электронный имитатор нейтронно-физических процессов в ядерном реакторе «Сигма». На кафедре автоматического управления и контроля корабельных энергетических установок, была создана лаборатория систем управления и защиты, представляющая собой комплекс действующего натурного тренажера систем управления и защиты подводных лодок второго поколения.

  16 апреля 1964 года, в соответствии с директивой Главного штаба ВМФ, училище было переименовано в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище (СВВМИУ). В 1969 году курсанты третьего курса училища участвовали в дальнем морском походе по маршруту Мурманск – Северная Атлантика – Куба – Западная Африка – Мурманск. В 1977 году был введен в эксплуатацию четвертый спальный корпус, который представлял из себя пятиэтажное общежитие гостиничного типа для курсантов старших курсов, с размещением курсантов одной роты в пределах одного этажа, в отдельных комнатах (кубриках) по четыре человека. Был создан комбинат бытового обслуживания включавший в себя: магазины, буфеты, банно-прачечное хозяйство, парикмахерскую, мастерскую по ремонту обуви, швейную мастерскую, курсантское кафе, клуб-кафе «Бригантина». Был реконструирован и расширен спортивный комплекс, позволявший заниматься любыми видами спорта не только на обязательных занятиях по физической подготовке, но и в часы досуга. В 1979 году в училище была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория взрывопожаробезопасности кораблей. В качестве экспериментальных стендов научно-исследовательской лаборатории использовались натурный корпус дизельной подводной лодки и титановый отсек атомной подводной лодки проекта 705. В 1982 году был сдан в эксплуатацию подземный переход, соединявший жилой городок училища с территорией учебных корпусов. Подлинной гордостью научно-экспериментальной базы училища являлись: исследовательский ядерный реактор ИР-100, натурный бортовой комплекс ядерной энергетической установки подводной лодки второго поколения и вычислительный центр. В 1983 году в училище стали готовить специалистов для химических служб флота и был создан химический факультет, курсанты которого обучались по программам химического факультета университета. В 1985 году в училище был переведен химический факультет из Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени С.М. Кирова. Химический факультет состоял из трех кафедр: кафедры защиты от оружия массового поражения, кафедры дозиметрии и радиационной безопасности, кафедры радиохимии и регенерации воздуха. В 1987 году факультет переместился в специально выстроенный для него учебный корпус, расположенный вне главного здания училища. Химического факультета выпускал следующих специалистов: по радиохимической, радиационной и бактериологической защите для надводных кораблей и береговых частей ВМФ; по корабельным средствам радиационной безопасности и регенерации воздуха для химических служб атомных подводных лодок; по радиохимической безопасности для служб радиационной безопасности соединений атомных подводных лодок.

  При клубе училища работало литературное объединение «Шторм», которое имело свой печатный орган – журнал «Шторм». При клубе работали также изостудия, различные кружки и коллективы художественной самодеятельности. Вокально-инструментальный ансамбль училища был лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Огромной популярностью пользовался туристический клуб «Горизонт», имевший в своем составе секции: водного туризма, горного туризма, пешего туризма, спелеологии и ориентирования на местности. 28 декабря 1977 года был открыт Музей истории училища.

  После распада СССР училище перешло под юрисдикцию Украины и было расформировано в 1993 году.

  В училище реализовывались учебные программы по подготовке инженерного состава для ВМФ, с квалификациями: «инженер-энергетик», «физик-ядерщик», «инженер-радиохимик». Срок обучения в училище составлял пять лет.

  Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца, вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища и офицерский кортик.

 

Выпускаемые специалисты

 

Командир группы БЧ-5 подводной лодки
Инженер БЧ-5 корабля
Начальник Сл-Х корабля
Начальник службы химической защиты части береговых войск
Инженерно-технический специалист на судоремонтный завод МО СССР
Специалист службы радиационной безопасности флота
Специалист военного представительства (военного заказчика) на оборонное предприятие

КОММЕНТИРОВАТЬ

Вы можете оставить комментарий, но только ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по внесению новой или исправления имеющейся информации об учебном заведении. Также можно оставлять информацию об отсутствующих в Справочнике учебных заведениях закрытого типа периода 1970-1991 годы. Если есть желание, то можете прикрепить к комментарию скан подтверждающего документа. После проверки Ваша информация будет занесена в Справочник.

CAPTCHA image

Это помогает нам предотвратить спам, спасибо.

08.12.2022
Создание сайта JellyWeb
error:

Есть вопросы?
Закажите обратный звонок!

Заказывая обратный звонок, посетитель сайта соглашается на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности Института.