Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище
Адрес
Страна | Союз Советских Социалистических Республик |
Союзная республика | Украинская Советская Социалистическая Республика |
Регион | Крымская область |
Район | — |
Населенный пункт | город Севастополь |
Улица | улица Курчатова |
Дом | 7 |
Краткая справка
На основании приказа Военно-морского министра СССР адмирала флота Николая Герасимовича Кузнецова, в 1951 году в городе Севастополе Крымской области (РСФСР, СССР) было сформировано 3-е Высшее военно-морское инженерное училище. Для училища было предназначено недостроенные здания бывшего царского Морского кадетского корпуса, в бухте Голландия, из-за чего училище имело неофициальное название «Голландия». Первым начальником училища был назначен инженер-контр-адмирал Михаил Васильевич Королев. К началу учебного года были созданы кафедры: марксизма-ленинизма, теоретической механики и сопротивления материалов, физики, двигателей внутреннего сгорания, технологии металлов, военно-морских дисциплин, химии, физической подготовки и спорта, высшей математики, начертательной геометрии и машиностроительного черчения и иностранных языков. Лабораторные установки в большинстве своем создавались силами личного состава под руководством преподавателей в учебных мастерских училища. Много внимания практическому обучению курсантов уделяла кафедра технологии металлов. По слесарной практике занятия проводились на нескольких старых слесарных верстаках, установленных в коридоре первого этажа северной части здания учебного корпуса. Учебно- производственную практику курсанты проходили в цехах различных заводов. Занятия были спланированы на весь рабочий день и проходили под руководством преподавателей кафедры, мастеров и бригадиров производственных предприятий. Такая организация занятий давала возможность курсантам основательно познакомиться с заводами, их структурой, условиями работы и получить практические навыки управления производством. Первая корабельная практика у первокурсников проходила на крейсерах «Куйбышев» и «Красный Крым». 25 сентября 1953 года училищу было вручено Красное Знамя части и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.
В 1954 году училище переименовывается в Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания. Училище было переведено на новые штаты и изменен профиль подготовки специалистов. Теперь учебное заведение осуществляло подготовку инженеров для службы на подводных лодках в первичной должности командира группы электромеханической боевой части. Первоначально практические занятия с курсантами проводились в лаборатории двигателей внутреннего сгорания флотского учебного отряда, а также на подводной лодке КБП-43, приданной училищу. Кроме того, училищу были приданы: эскадренный миноносец «Бодрый», а также подводные лодки Б-34 и С-207. В октябре 1954 года была создана кафедра энергетических установок подводных лодок и их боевого использования. На кафедре химии были созданы наглядные учебные пособия и оборудована лаборатория, которая позволила значительно расширить объем лабораторных работ в области химии топлив, смазочных материалов и гидрохимии. На кафедре начертательной геометрии и машиностроительного черчения был оборудован учебный кабинет с моделями, узлами и деталями механизмов по профилю училища. Силами курсантов был построен стометровый стрелковый тир, не предусмотренный генеральным планом.
С появлением в составе ВМФ СССР подводного атомного флота в училище введены новые дисциплины на кафедре электрооборудования подводных лодок: «Теория автоматического регулирования» и «Элементы систем автоматики», а на кафедре энергетических установок подводных лодок и тепловых двигателей: «Ядерные энергетические установки подводных лодок», «Ядерные реакторы и парогенераторы атомный энергетических установок» и «Паротурбинные установки». Всем отличникам учебы было предложено служить на «новых лодках», но содержание понятия «новые лодки» держалось в строгой тайне и не раскрывалось. Из пожелавших служить на «новых лодках» курсантов была сформирована учебная спецгруппа, которой начали читать дополнительные учебные дисциплины: «Ядерные энергетические установки подводных лодок», «Ядерные реакторы и парогенераторы атомный энергетических установок», «Паротурбинные установки», «Дозиметрия». В 1956 году училищу было разрешено открыть адъюнктуру по профилю обучения. Выпускники 1958 года получили дипломы с присвоением квалификации «инженер-механик» по специальности «Специальные энергетические установки подводных лодок», этот выпуск можно считать первым выпуском специалистов на атомные подводные лодки.
В 1960 году, из-за режима повышенной секретности, училище опять переименовали в 3-е Высшее военно-морское инженерное училище. Начиная с 1960 года, после защиты дипломных проектов, курсанты направлялись на стажировку на подводные лодки в должности дублеров командиров групп БЧ-5. И только после успешного прохождения стажировки им присваивалось воинское звание «инженер-лейтенант». Была упразднена курсовая система организации учебного процесса и вместо этого были созданы факультеты: дизельный факультет, электротехнический факультет и специальный факультет (атомных энергетических установок подводных лодок). При переходе на факультетскую систему управления было создано несколько новых кафедр специального профиля: кафедра атомных энергетических установок подводных лодок и их боевого использования, кафедра автоматического управления энергетическими установками подводных лодок, кафедра ядерных реакторов и парогенераторов атомных энергетических установок подводных лодок. В августа 1960 года кафедра электрооборудования подводных лодок была разделена на две самостоятельные кафедры: кафедру электроприводов подводных лодок и кафедру электроэнергетических систем подводных лодок. В 1962 году вступила в строй лаборатория тренажеров по управлению подводной лодкой, тренажеры которой позволяли обеспечить все практические занятия курсантов по учебному курсу «Теория, устройство, живучесть управления подводной лодкой». В училище были построены пожарный и водолазный полигоны. На Морском заводе ВМФ № 13, по заказу училища, на базе прочного корпуса подводной лодки тип «М» 15 серии, была изготовлена и смонтирована водолазная башня высотой двадцать метров для отработки глубоководных погружений и выхода из аварийной подводной лодки. В 1962 году была запущена в эксплуатацию первая действующая паротурбинная установка, состоящая из турбогенератора и парового котла, позволившая организовать планомерную практическую подготовку курсантов по эксплуатации ремонту паросилового оборудования подводной лодки. На кафедре атомных энергетических установок в 1967 году был смонтирован тренажер «Учеба-75» (МТР-154) по управлению атомной энергетической установкой подводной лодки. В 1970 году был смонтирован тренажер «Пульт-70» (МТР-554) по управлению атомной энергетической установкой подводной лодки. В этом же году была запущена лаборатория «Борт-70» с действующей атомной энергетической установкой. На кафедре ядерных реакторов были смонтированы тренажер «УТ-2», на базе ЭВМ по управлению ядерным реактором, и электронный имитатор нейтронно-физических процессов в ядерном реакторе «Сигма». На кафедре автоматического управления и контроля корабельных энергетических установок, была создана лаборатория систем управления и защиты, представляющая собой комплекс действующего натурного тренажера систем управления и защиты подводных лодок второго поколения.
16 апреля 1964 года, в соответствии с директивой Главного штаба ВМФ, училище было переименовано в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище (СВВМИУ). В 1969 году курсанты третьего курса училища участвовали в дальнем морском походе по маршруту Мурманск – Северная Атлантика – Куба – Западная Африка – Мурманск. В 1977 году был введен в эксплуатацию четвертый спальный корпус, который представлял из себя пятиэтажное общежитие гостиничного типа для курсантов старших курсов, с размещением курсантов одной роты в пределах одного этажа, в отдельных комнатах (кубриках) по четыре человека. Был создан комбинат бытового обслуживания включавший в себя: магазины, буфеты, банно-прачечное хозяйство, парикмахерскую, мастерскую по ремонту обуви, швейную мастерскую, курсантское кафе, клуб-кафе «Бригантина». Был реконструирован и расширен спортивный комплекс, позволявший заниматься любыми видами спорта не только на обязательных занятиях по физической подготовке, но и в часы досуга. В 1979 году в училище была создана Проблемная научно-исследовательская лаборатория взрывопожаробезопасности кораблей. В качестве экспериментальных стендов научно-исследовательской лаборатории использовались натурный корпус дизельной подводной лодки и титановый отсек атомной подводной лодки проекта 705. В 1982 году был сдан в эксплуатацию подземный переход, соединявший жилой городок училища с территорией учебных корпусов. Подлинной гордостью научно-экспериментальной базы училища являлись: исследовательский ядерный реактор ИР-100, натурный бортовой комплекс ядерной энергетической установки подводной лодки второго поколения и вычислительный центр. В 1983 году в училище стали готовить специалистов для химических служб флота и был создан химический факультет, курсанты которого обучались по программам химического факультета университета. В 1985 году в училище был переведен химический факультет из Каспийского высшего военно-морского Краснознаменного училища имени С.М. Кирова. Химический факультет состоял из трех кафедр: кафедры защиты от оружия массового поражения, кафедры дозиметрии и радиационной безопасности, кафедры радиохимии и регенерации воздуха. В 1987 году факультет переместился в специально выстроенный для него учебный корпус, расположенный вне главного здания училища. Химического факультета выпускал следующих специалистов: по радиохимической, радиационной и бактериологической защите для надводных кораблей и береговых частей ВМФ; по корабельным средствам радиационной безопасности и регенерации воздуха для химических служб атомных подводных лодок; по радиохимической безопасности для служб радиационной безопасности соединений атомных подводных лодок.
При клубе училища работало литературное объединение «Шторм», которое имело свой печатный орган – журнал «Шторм». При клубе работали также изостудия, различные кружки и коллективы художественной самодеятельности. Вокально-инструментальный ансамбль училища был лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства. Огромной популярностью пользовался туристический клуб «Горизонт», имевший в своем составе секции: водного туризма, горного туризма, пешего туризма, спелеологии и ориентирования на местности. 28 декабря 1977 года был открыт Музей истории училища.
После распада СССР училище перешло под юрисдикцию Украины и было расформировано в 1993 году.
В училище реализовывались учебные программы по подготовке инженерного состава для ВМФ, с квалификациями: «инженер-энергетик», «физик-ядерщик», «инженер-радиохимик». Срок обучения в училище составлял пять лет.
Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца, вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища и офицерский кортик.
Выпускаемые специалисты
Командир группы БЧ-5 подводной лодки | ||
Инженер БЧ-5 корабля | ||
Начальник Сл-Х корабля | ||
Начальник службы химической защиты части береговых войск | ||
Инженерно-технический специалист на судоремонтный завод МО СССР | ||
Специалист службы радиационной безопасности флота | ||
Специалист военного представительства (военного заказчика) на оборонное предприятие |