Романов А.М.
Занимательные вопросы по астрономии и не только
Издательство МЦМНО, Москва, 2005 год, 415 страниц.
Содержание
Предисловие
- Инструкция по применению книжки.
- Вопросы.
- Ответы.
Приложения.
Аннотация
Есть люди, которые увидев книжку «про астрономию» задают себе вопрос: «А зачем вообще нужна эта астрономия, ведь в школе этому не учат?» К нашему общему стыду, действительно, в перестроечных бурях последних переломных лет (или переломанных?) астрономия, которая многие десятилетия была неотъемлемой частью школьного образования, оказалась потерянной из современной школьной программы.
Невольно задаёшься вопросом: какого же человека современное наше образование собирается «образовывать» из школьника, если даже о том, что у него каждый день и каждую ночь происходит над головой, он и представления-то иметь не будет? Пожалуй, страус, не вынимающий головы из песка, из такого «образованного» может и неплохой получится, но вот человек. . .
Много лет назад, в разгар прошлой р-р-революционной перестройки, в 20-е годы 20 века (вот как давно!) профессор Московского университета Сергей Николаевич Блажко (1870–1956) на аналогичные вопросы о том, зачем передовому и сознательному пролетарию (тогда это так называлось) нужна такая древняя и несовременная наука, как астрономия, отвечал примерно так: «Успехи астрономии, конечно же, не оказывают непосредственного влияния на удои коров; но должны же мы знать, как устроен тот мир, в котором мы живём». За годы более чем бурного 20 века, прошедшие с тех пор, человечество не один и не два раза смогло убедиться, что фундаментальные науки действительно могут и не иметь сиюминутной практической выгоды, но те открытия, которые без них невозможно сделать, способны полностью перевернуть и наши представления об окружающем мире, и нашу всяческую технику, и всю нашу обыденную жизнь. К счастью, некоторые города России в последние годы предприняли шаги по восстановлению астрономии в программе школьного курса; так сделано, например, в Санкт-Петербурге. Москва пока отстаёт.
Астрономия — исключительно красивая наука, в этом может каждый убедиться лично, просто посмотрев на ночное небо. Но кроме этого, астрономия и современная астрофизика содержит очень много интригующих загадок мироздания, вопросов, способных напрягать (в лучшем смысле этого слова) каждый пытливый ум, обративший на них своё внимание.
Астрономия в этом сборнике вынесена на первую полосу, но кроме неё предложенные вопросы затрагивают и многочисленные науки о Земле (география, геология, физика атмосферы и океана, сравнительная планетология) при рассмотрении разнообразных явлений на нашей собственной планете — от радуги до урагана.
Предлагаемые вопросы, как правило, составляются «многослойными», что очень непросто. Прежде всего, автор всегда стремился к тому, чтобы они были бы интересны всем.
Что значит всем? Кто эти все? Здесь мы невольно сталкиваемся с определённым парадоксом. Во-первых, каждый вопрос должен затрагивать какой-то общеизвестный и общеинтересный факт (то, что все и так знают), чаще всего некоторый постулат из школьного курса физики и астрономии (там, где её ещё не закрыли). Но вместе с тем, содержать определённый элемент парадокса. Казалось бы: так, да не так!
А как? А вот как! Например, «Титаник» — это самый большой и быстрый корабль своего времени, он шёл из Лондона на юг. Оказывается, это не так. Солнце притягивает Землю сильнее, а приливы от Луны выше! Много ли частиц дыма мы получим при одном вдохе табачного дыма? Один-то вдох, всего-то, казалось бы. . . Как можно заниматься астрономией, если наша атмосфера непрозрачна? Как можно наблюдать солнечное затмение, но не на Земле? И так далее.
Во-вторых, предлагаемые вопросы предусматривают возможность ответа на них со стороны школьников разного уровня. Одни и те же вопросы будут на астрономическом конкурсе турнира имени Ломоносова читать все: и 5–6-классники, и выпускники. Естественно, что и кругозор, и уровень знаний, и даже поле интересов этих столь разных возрастов весьма различен. Как же сделать так, чтобы все вопросы всем были интересны, независимо от их возраста и подготовки? В каждом вопросе должен содержаться и очень простой факт, явление, событие, с которого и начнётся ответ и у самым младших и у старших, но вместе с тем, и многие более глубокие, подчас и скрытые проблемы, которые проясняются у читателя по мере накопления знаний, собственных размышлений. Например, сколько дней в году? Казалось бы, чего же проще? Смотри в календарь — там всё есть. Ответ на 1-ом уровне понимания будет звучать так: 365 дней. А високосные года забыли? Ах, да! Тогда вот уже и 2-й уровень: 366 дней, а в простые — опять 365. Что же Земля наша — дёргается что ли? Ах, да! Включаем 3-й уровень: в году 365 дней с четвертью. И так далее. Конкретно в этом вопросе, таком простеньком с виду, автор насчитал в общей сложности 8 (!) возможных уровней понимания и, соответственно, вариантов ответов. Такой же «простой» и вопрос про похождения барона Мюнхаузена на полюсе. Ну а самый «комплексный» вопрос — это про начало 3-го тысячелетия; в нём содержится масса аспектов.
В-третьих, каждому читателю в каждом вопросе предоставляется возможность, что называется, «пораскинуть мозгами». Часто мы не замечаем очевидное в непривычном. Например, почитать газету — но у Плутона. Посмотреть на часовую стрелку — но в Новой Зеландии. Наблюдать солнечное затмение — но на лунной базе.
В-четвёртых, все вопросы предполагают знание и понимание физических основ описываемых процессов. Например, материки движутся и сталкиваются, — поэтому растут горы. Растения производят кислород, — а мы им дышим. Река течёт, — берега свои подмывает (но по-разному!).
В-пятых, многие вопросы содержат описание интересных событий из нашей реальной жизни (или их аналогии): последствия урагана в Москве в 1998 году, рубеж тысячелетий (так называемый «миллениум») и цифра «2000», как обыгрывание смысла для многих вопросов, и даже широкая популярность фильма «Титаник» — всё это тоже повод для астрономических вопросов.
В-шестых, автор старался в своих вопросах воспроизводить и исторические параллели, которые данная тема может затрагивать. Например, вопрос о непрозрачной атмосфере Венеры впервые задал академик П. Л. Капица. О начале нашей эры и о том, что такое Рождество, написано и без того очень много разных книг, соответственно, каждый читатель может сравнить точку зрения разных авторов со своей собственной. Есть в сборнике вопросы о том, как раньше выглядела наша планета Земля (например, история нашего климата). Затрагивается и история открытия других планет — от древних времён до ловли астероидов в 2000 году. Магнетизм Земли прослеживается от Колумба до наших дней. Упомянута история прецессии — тут и «строительство» Зодиака, и смена мировых религий, и собственно научные открытия о движениях Земли.