Уральский Институт безопасности

УрИБ

8-922-144-33-93

8 (343) 361-44-63

время звонков с 08-00 до 17-00

(время московское)

УрИБ

ВНИМАНИЕ! Прием на обучение в ООО "УрИБ" приостановлен.

Романов А.М. «Занимательные вопросы по астрономии и не только»

Романов А.М.

Занимательные вопросы по астрономии и не только

Издательство МЦМНО, Москва, 2005 год, 415 страниц.

Содержание

Предисловие

  1. Инструкция по применению книжки.
  2. Вопросы.
  3. Ответы.

Приложения.

Аннотация

  Есть люди, которые увидев книжку «про астрономию» задают себе вопрос: «А зачем вообще нужна эта астрономия, ведь в школе этому не учат?» К нашему общему стыду, действительно, в перестроечных бурях последних переломных лет (или переломанных?) астрономия, которая многие десятилетия была неотъемлемой частью школьного образования, оказалась потерянной из современной школьной программы.

Невольно задаёшься вопросом: какого же человека современное наше образование собирается «образовывать» из школьника, если даже о том, что у него каждый день и каждую ночь происходит над головой, он и представления-то иметь не будет? Пожалуй, страус, не вынимающий головы из песка, из такого «образованного» может и неплохой получится, но вот человек. . .

Много лет назад, в разгар прошлой р-р-революционной перестройки, в 20-е годы 20 века (вот как давно!) профессор Московского университета Сергей Николаевич Блажко (1870–1956) на аналогичные вопросы о том, зачем передовому и сознательному пролетарию (тогда это так называлось) нужна такая древняя и несовременная наука, как астрономия, отвечал примерно так: «Успехи астрономии, конечно же, не оказывают непосредственного влияния на удои коров; но должны же мы знать, как устроен тот мир, в котором мы живём». За годы более чем бурного 20 века, прошедшие с тех пор, человечество не один и не два раза смогло убедиться, что фундаментальные науки действительно могут и не иметь сиюминутной практической выгоды, но те открытия, которые без них невозможно сделать, способны полностью перевернуть и наши представления об окружающем мире, и нашу всяческую технику, и всю нашу обыденную жизнь. К счастью, некоторые города России в последние годы предприняли шаги по восстановлению астрономии в программе школьного курса; так сделано, например, в Санкт-Петербурге. Москва пока отстаёт.

Астрономия — исключительно красивая наука, в этом может каждый убедиться лично, просто посмотрев на ночное небо. Но кроме этого, астрономия и современная астрофизика содержит очень много интригующих загадок мироздания, вопросов, способных напрягать (в лучшем смысле этого слова) каждый пытливый ум, обративший на них своё внимание.

Астрономия в этом сборнике вынесена на первую полосу, но кроме неё предложенные вопросы затрагивают и многочисленные науки о Земле (география, геология, физика атмосферы и океана, сравнительная планетология) при рассмотрении разнообразных явлений на нашей собственной планете — от радуги до урагана.

Предлагаемые вопросы, как правило, составляются «многослойными», что очень непросто. Прежде всего, автор всегда стремился к тому, чтобы они были бы интересны всем.

Что значит всем? Кто эти все? Здесь мы невольно сталкиваемся с определённым парадоксом. Во-первых, каждый вопрос должен затрагивать какой-то общеизвестный и общеинтересный факт (то, что все и так знают), чаще всего некоторый постулат из школьного курса физики и астрономии (там, где её ещё не закрыли). Но вместе с тем, содержать определённый элемент парадокса. Казалось бы: так, да не так!

А как? А вот как! Например, «Титаник» — это самый большой и быстрый корабль своего времени, он шёл из Лондона на юг. Оказывается, это не так. Солнце притягивает Землю сильнее, а приливы от Луны выше! Много ли частиц дыма мы получим при одном вдохе табачного дыма? Один-то вдох, всего-то, казалось бы. . . Как можно заниматься астрономией, если наша атмосфера непрозрачна? Как можно наблюдать солнечное затмение, но не на Земле? И так далее.

Во-вторых, предлагаемые вопросы предусматривают возможность ответа на них со стороны школьников разного уровня. Одни и те же вопросы будут на астрономическом конкурсе турнира имени Ломоносова читать все: и 5–6-классники, и выпускники. Естественно, что и кругозор, и уровень знаний, и даже поле интересов этих столь разных возрастов весьма различен. Как же сделать так, чтобы все вопросы всем были интересны, независимо от их возраста и подготовки? В каждом вопросе должен содержаться и очень простой факт, явление, событие, с которого и начнётся ответ и у самым младших и у старших, но вместе с тем, и многие более глубокие, подчас и скрытые проблемы, которые проясняются у читателя по мере накопления знаний, собственных размышлений. Например, сколько дней в году? Казалось бы, чего же проще? Смотри в календарь — там всё есть. Ответ на 1-ом уровне понимания будет звучать так: 365 дней. А високосные года забыли? Ах, да! Тогда вот уже и 2-й уровень: 366 дней, а в простые — опять 365. Что же Земля наша — дёргается что ли? Ах, да! Включаем 3-й уровень: в году 365 дней с четвертью. И так далее. Конкретно в этом вопросе, таком простеньком с виду, автор насчитал в общей сложности 8 (!) возможных уровней понимания и, соответственно, вариантов ответов. Такой же «простой» и вопрос про похождения барона Мюнхаузена на полюсе. Ну а самый «комплексный» вопрос — это про начало 3-го тысячелетия; в нём содержится масса аспектов.

В-третьих, каждому читателю в каждом вопросе предоставляется возможность, что называется, «пораскинуть мозгами». Часто мы не замечаем очевидное в непривычном. Например, почитать газету — но у Плутона. Посмотреть на часовую стрелку — но в Новой Зеландии. Наблюдать солнечное затмение — но на лунной базе.

В-четвёртых, все вопросы предполагают знание и понимание физических основ описываемых процессов. Например, материки движутся и сталкиваются, — поэтому растут горы. Растения производят кислород, — а мы им дышим. Река течёт, — берега свои подмывает (но по-разному!).

В-пятых, многие вопросы содержат описание интересных событий из нашей реальной жизни (или их аналогии): последствия урагана в Москве в 1998 году, рубеж тысячелетий (так называемый «миллениум») и цифра «2000», как обыгрывание смысла для многих вопросов, и даже широкая популярность фильма «Титаник» — всё это тоже повод для астрономических вопросов.

В-шестых, автор старался в своих вопросах воспроизводить и исторические параллели, которые данная тема может затрагивать. Например, вопрос о непрозрачной атмосфере Венеры впервые задал академик П. Л. Капица. О начале нашей эры и о том, что такое Рождество, написано и без того очень много разных книг, соответственно, каждый читатель может сравнить точку зрения разных авторов со своей собственной. Есть в сборнике вопросы о том, как раньше выглядела наша планета Земля (например, история нашего климата). Затрагивается и история открытия других планет — от древних времён до ловли астероидов в 2000 году. Магнетизм Земли прослеживается от Колумба до наших дней. Упомянута история прецессии — тут и «строительство» Зодиака, и смена мировых религий, и собственно научные открытия о движениях Земли.

Создание сайта JellyWeb
error: