Подготовительные военно-учебные заведения Министерства обороны СССР

Учебные заведения | |
Суворовские военные училища | |
Казанское суворовское военное училище | ПОДРОБНЕЕ |
Киевское суворовское военное училище | ПОДРОБНЕЕ |
Ленинградское суворовское военное училище | ПОДРОБНЕЕ |
Минское суворовское военное училище | ПОДРОБНЕЕ |
Московское суворовское военное училище | ПОДРОБНЕЕ |
Свердловское суворовское военное училище | ПОДРОБНЕЕ |
Тверское суворовское военное училище | ПОДРОБНЕЕ |
Уссурийское суворовское военное училище | ПОДРОБНЕЕ |
Нахимовские военно-морские училища | |
Ленинградское нахимовское военно-морское училище | ПОДРОБНЕЕ |
Военно-музыкальные училища | |
Московское военно-музыкальное училище | ПОДРОБНЕЕ |
Кадетский корпус – это подготовительное военно-учебное заведение с программой среднего образования и начальной военной подготовки, с полным пансионом для подготовки воспитанников к дальнейшему обучению в военных и гражданских учебных заведениях.
Слово «кадет» французское, но происходит от латинского слова «капителлум», что означает «маленький глава» или «будущий командир». Прообраз кадетских корпусов возник в 1653 году в Пруссии (Личная уния курфюршества Бранденбург с герцогством Пруссия в составе Священной Римской империи, при этом Пруссия оставалась вассалом Королевства Польского), когда Великий курфюрст и герцог Фридрих Вильгельмом I учредил кадетскую школу для подготовки дворянских детей к воинской службе. В 1716 году первый прусский король Фридрих I сформировал в городе Берлине (Королевство Пруссия) роту кадет, из которой возник первый кадетский корпус, как учебно-строевое заведение. До настоящего времени кадетские корпуса сохранились только в Российской Федерации, Федеративной Республике Германии и в Австрийской Республике.
В 1721 году в Российской империи по указу императора Петра I при полках были созданы гарнизонный школы для обучения солдатских детей грамоте и основам военного дела, с последующим зачислением в армию. Первый российский кадетский корпус был основан по инициативе генерал-фельдмаршала Бурхарда Христофора фон Миниха на основании указа императрицы Анны Иоанновны «Об учреждении Корпуса кадетов шляхетных детей», и получил наименование Шляхетский кадетский корпус. Учащиеся кадетского корпуса получали среднее образование, носили военную форму и проходили строевое обучение. Кадетские корпуса решали важные государственные вопросы, связанные с воспитанием подрастающего поколения дворян, и подготовки их к службе царю и Отечеству. В 1752 году императрица Екатерина II учредила Морской кадетский корпус. В 1802 году в городе Санкт-Петербурге (Российская империя) был открыт Пажеский корпус, как элитарное учебное заведение, в которое принимались только дети и внуки полных генералов от кавалерии, инфантерии и артиллерии, при этом некоторые исключения делались лишь для отпрысков наиболее знатных русских, грузинских или польских родов. Подчеркнутая исключительность корпуса отражалась и в самой организации жизни пажей, призванных совмещать военную и придворную службу. В Пажеском корпусе роль командир взвода (курсового офицера) выполнял гувернер, а роль командира роты исполнял гофмейстер пажей. До 1863 года кадетские корпуса имели чисто военную организацию, имели боевые знамена и делились на роты, в учебном отношении корпуса делились на десять классов: два приготовительных класса, шесть общих классов и два специальных класса, по окончании которых кадеты производились в офицеры. В 1863 году военный министр граф Дмитрий Алексеевич Милютин подготовил и провел реформу военного образования, после которой кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии. В военных гимназиях вместо воинской дисциплины было введено воспитание под руководством воспитателей, без участия унтер-офицеров из числа старших кадет. Но будучи непривычными к строгости и суровости военного распорядка и не имея необходимых военных знаний, выпускники военных гимназий не соответствовали требованиям военной службы. В связи с этим, в 1882 году, военные гимназии были реорганизованы в кадетские корпуса. К 1917 году в Российской империи действовал тридцать один кадетский корпус, включая Морской кадетский корпус и Пажеский корпус. После Октябрьской революции кадетские корпуса, как дворянско-буржуазная традиция, стали закрываться, последний кадетский корпус на территории РСФСР, был закрыт в 1920 году. Большинство кадет старших классов участвовали в Гражданской войне (1918-1921 годы) на стороне белого движения. Белогвардейские кадетские корпуса действовали в эмиграции до начала Второй Мировой войны.
После Гражданской войны советская власть организовывала ряд подготовительных учебных заведений с военным уклоном, но они не подчинялись военному ведомству, а входили в систему народного просвещения. Об этих учебных заведения будет приведена подробная информация в ведомственном разделе «Госкомобразование СССР».
Инициатива создания суворовских военных училищ по образцу дореволюционных кадетских корпусов принадлежала генерал-лейтенанту Красной Армии, бывшему выпускнику Пажеского корпуса и графу Алексею Алексеевичу Игнатьеву, который обратился с письмом к Верховному главнокомандующему Иосифу Виссарионовичу Сталину, где обосновал необходимость таких учебных заведений. 1 августа 1943 года Советом Народных Комиссаров СССР и Центральным комитетом Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению народного хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», которым, в числе важных мероприятий, предусматривалось создание суворовских военных училищ для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны, а также сирот, родители которых погибли от рук фашистских захватчиков. В городе Ельце Орловской области (РСФСР, СССР) был образован Отдел суворовских училищ Народного комиссариата обороны СССР, который занимался созданием и организацией учебного процесса в суворовских военных училищ. Были создано девять суворовских военных училищ (СВУ), с семилетним сроком обучения и закрытым пансионом для воспитанников: Краснодарское СВУ в городе Майкопе Краснодарского края (РСФСР, СССР), Новочеркасское СВУ в городе Новочеркасске Ростовской области (РСФСР, СССР), Сталинградское СВУ в городе Астрахани Сталинградской области (РСФСР, СССР), Воронежское СВУ в городе Воронеже Воронежской области (РСФСР, СССР), Харьковское СВУ в городе Чугуеве Харьковской области (Украинская ССР, СССР), Курское СВУ в городе Курске Курской области (РСФСР, СССР), Орловское СВУ в городе Ельце Орловской области (РСФСР, СССР), Калининское СВУ в городе Калинине Калининской области (РСФСР, СССР), Ставропольское СВУ в городе Ставрополе Ставропольского края (РСФСР, СССР). В том же 1943 году, решением Народного комиссара ВМФ адмирала флота Николая Герасимовича Кузнецова было создано Тбилисское нахимовское военно-морское училище (НВМУ). Всего в этот период было создано пятнадцать суворовских военных училищ, два суворовских военных училища войск НКВД и три нахимовских военно-морских училища. При училищах организовывались младшие и старшие приготовительные классы с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимались дети в возрасте от восьми до десяти лет. Согласно «Положению о Суворовских военных училищах» начальник училища был в воинском звании генерал и пользовался правами командира дивизии. В декабря 1943 года первых суворовским и нахимовскому училищам в торжественной обстановке были вручены Красные Знамена, что означало, что училища становились воинской частью. Обучение в СВУ проводилось по двадцати четырем общеобразовательным предметам, а также по строевой подготовке, конно-спортивной подготовке, огневой подготовке и средствам связи. Первый выпуск в суворовских училищах состоялся в 1948 году.
С 1950 года в училища стали принимать ребят в возрасте десяти лет, окончивших три класса средней школы и были упразднены приготовительные классы при училищах. В 1955 году три суворовских училища (Ленинградское СВУ, Киевское СВУ, Свердловское СВУ) были реорганизованы в суворовские офицерские училища, в которых были добавлены курсантские классы и выпускники выходили из училищ сразу офицерами, но практика показала, что сочетать в стенах одного училища по существу два военно-учебных заведения с разными задачами нецелесообразно. В 1958 году данные училища были реорганизованы в суворовские военные училища и высшие общевойсковые училища. 25 мая 1956 года Центральный Комитет КПСС и Совет министров СССР, в русле политики общего сокращения ВС СССР, приняли совместное постановление «О порядке приема в суворовские и нахимовские училища», на основании которого часть училищ было расформировано, а на их базе были организованы образцово-показательные школы-интернаты, кроме того оставшиеся училища были переведены на трехлетние обучение. Но в 1957 году, по личному распоряжению первого секретаря Центрального Комитета КПСС Никиты Сергеевича Хрущевым в СВУ и НВМУ был введен расширенный курс изучения иностранного языка, что привело к увеличению срока обучения в училищах на один год. Выпускники СВУ и НВМУ, сдавшие выпускной экзамен по иностранному языку на оценку не ниже «хорошо» получили возможность сдачи экзамена на диплом военного переводчика. Существенно расширялась программа обучения и по военной подготовке, что позволило выпускникам СВУ сразу же после окончания училища зачисляться на второй курс высших общевойсковых командных училищ. В 1958 году приказом Министра обороны СССР были учреждены нагрудные знаки для выпускников суворовских и нахимовских училищ. В 1969 году срок обучения в СВУ и НВМУ был сокращен до двух лет, а в училище стали принимать юношей пятнадцати – шестнадцати лет после окончания восьми классов средней школы.
Постановлением Совета Министров от 8 сентября 1980 года «О суворовских военных, нахимовских военно-морских и военно-музыкальных училищах» было организовано Московское военно-музыкальное училище, со сроком обучения четыре года. Этим же постановлением были утверждены погоны училищ: для суворовских училищ – красного цвета с белым кантом и буквами «СВУ», для военно-музыкального училища — красного цвета с белым кантом и буквами «ВМУ», для нахимовского училища – черного цвета с белым кантом и буквой «Н». Для учащихся училищ были установлены названия: для СВУ – суворовец, для НВМУ – нахимовец, для ВМУ – воспитанник. Форма одежды у суворовцев и воспитанников ВМУ представляла из себя следующее: летняя форма состояла из белого или черного кителя, черных брюк с одинарными лампасами красного цвета, кожаного поясного ремня черного цвета, фуражки с белым или черным верхом и черных ботинок; зимняя форма состояла из черного кителя, черных брюк с одинарными лампасами красного цвета, кожаного поясного ремня черного цвета, черной шапки, черной однобортной шинели, черных ботинок и юфтевых сапог (для повседневной носки). Форма одежды нахимовцев соответствовала форме одежды курсантов военно-морских училищ, двух номеров (форма № 3 и форма № 5). Кроме того, нахимовцы 9 класса (1 курс) на левом рукаве форменки носили две галочки «курсовки», а нахимовцы 10 класса (2 курс) на левом рукаве форменки носили три галочки «курсовки». В летних лагерях суворовцев переодевали в солдатскую повседневную форму (хб), а нахимовцев на летней базе переодевали в матросскую рабочую одежду (робу).
Учащимся училищ выдавался документ удостоверяющий их личность – ученический билет, в который, кроме общих данных о воспитаннике, заносились данные об закрепленном за ним оружии (обычно автомат АКМ или АК-74). Учащиеся находились на казарменном положении, подчинялись уставам ВС СССР и несли службу в виде внутренних нарядов: дежурный и дневальный по роте, дневальный по КПП, рабочий по кухне и другие, при этом учащиеся училищ не являлись военнослужащими и имели статус воспитанников ВС СССР. Для командиров отделений и заместителей командиров взводов были установлены специальные звания и знаки различия на погоны. Учащимся училищ было установлено два каникулярных отпуска: зимний и летний каникулярный отпуск. В увольнения учащиеся училищ уходили с разрешения командира роты и только на строго установленной время. Военные патрули имели право останавливать и проверять основание нахождения суворовцев и нахимовцев за территорией училищ. Суворовцы неофициально делили себя на две касты: «мальчики» — 1 курс (9 класс) и «старики» — 2 курс (10 класс), как следствие такое деление вызывало некое подобие армейской «дедовщины». В личном неформальном общении суворовцы называли себя «кадетами», а большинство проявлений внутренней жизни училища считалось проявлением «кадетства».
Вид подготовительного ВУЗа |
Должность | Специальное звание |
Суворовское военное училище |
Командир отделения |
Вице-сержант |
Заместитель командира взвода |
Старший вице-сержант |
|
Военно-музыкальное училище |
Командир отделения |
Вице-сержант |
Заместитель командира взвода |
Старший вице-сержант |
|
Нахимовское военно-морское училище |
Командир отделения |
Вице-старшина 2 статьи |
Заместитель командира взвода |
Вице-старшина 1 статьи |
В 1981 году приказом Министра обороны СССР было утверждено «Положение о суворовских военных, нахимовском военно-морском и военно-музыкальном училищах». Документы для поступления в училища оформлялись через местные районные (городские) военные комиссариаты в период с 1 мая по 25 июня года поступление, в некоторые СВУ, а также в НВМУ и ВМУ принимались только юноши изучавшие в школе английский язык. Для поступающих в ВМУ была необходима музыкальная подготовка в объеме детской музыкальной школы. Кандидаты, отобранные комиссиями областных военных комиссариатов (групп войск), направлялись к 1 августа в суворовские военные училища и к 15 июля в нахимовское военно-морское училище для сдачи вступительных экзаменов.
Вступительные экзамены в подготовительные военно-учебные заведения
Вид подготовительного ВУЗа | Предмет экзаменационного испытания | Форма экзаменационного испытания |
Суворовское военное училище |
Русский язык | диктант |
Математика | устно | |
Математика | письменно | |
Физика | устно | |
Физическая подготовка | практически | |
Нахимовское военно-морское училище |
Русский язык | диктант |
Математика | устно | |
Математика | письменно | |
Физика | устно | |
Физическая подготовка | практически | |
Военно-музыкальное училище |
Русский язык | диктант |
Русский язык и литература | устно | |
Сольфеджио | устно | |
Сольфеджио | письменно | |
Музыкальная грамота | устно | |
Инструмент (по выбору) | практически |
Вне конкурса при условии положительной сдачи экзаменов и годности по состоянию здоровья зачислялись сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, проходящих службу в отдаленных местностях СССР и за границей, дети, у которых один из родителей погиб при исполнении служебных обязанностей, и дети инвалидов. После зачисления в училище суворовцы в течении пятнадцати дней проходили первоначальную военную подготовку в летних лагерях, а нахимовцы в течении тридцати дней проходили первоначальную военно-морскую подготовку на летней озерной базе.
Питание и вещевое обеспечение учащихся подготовительных военных училищ осуществлялась по специальной повышенной норме, у учащихся был даже полдник. Кроме общеобразовательных предметов, усиленной физической и военной (военно-морской) подготовки суворовцев и нахимовцев обучали танцам и хоровому пению, а также обязательно организовывали посещение театров, концертов, музеев и выставок, проводились познавательные экскурсии и встречи с интересными людьми. После первого курса суворовцы и нахимовцы проходили полевую (шлюпочную) практику в летних лагерях (летней озерной базе).
По окончанию суворовских военных училищ выпускники имели право поступать без экзаменов в высшие общевойсковые, танковые, артиллерийские и военно-политические училища, или сдавать экзамены в другие военно-учебные заведения, либо вообще отказаться от дальнейшей военной карьеры. По окончанию нахимовского военно-морского училища выпускники имели право поступать без экзаменов в высшие военно-морские училища, или сдавать экзамены в другие военно-учебные заведения, либо вообще отказаться от дальнейшей военной карьеры. По окончанию военно-музыкального училища выпускники имели право поступать без экзаменов на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, или сдавать экзамены в другие военно-учебные заведения, либо вообще отказаться от дальнейшей военной карьеры.
В период с 1970 года по 1991 год в составе военно-учебных заведений Вооруженных Сил СССР состояли: восемь суворовских военных училищ, одно нахимовское военно-морское училище, одно военно-музыкальное училище.