Пермское высшее военное командно-инженерное Краснознаменное училище ракетных войск имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова
Адрес
Страна | Союз Советских Социалистических Республик |
Союзная республика | Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика |
Регион | Пермская область |
Район | — |
Населенный пункт | город Пермь |
Улица | улица Окулова |
Дом | 4 |
Краткая справка
История училища началась в августе 1930 года, когда, постановлением Реввоенсовета СССР, в городе Перми Уральской области (РСФСР, СССР) была сформирована 3-я Военно-техническая школа Военно-воздушных сил (ВВС) Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Для строительства аэродрома школы был отведен земельный участок в пригороде Перми в районе деревень Столяры и Сидорово (в этом районе был позже организован аэропорт местных авиалиний «Бахаревка»). Для размещения школы было выбрано небольшое трехэтажное здание бывшей Пермской духовной семинарии на Казанском тракте. Основные кадры преподавателей и инструкторов специальных дисциплин для новой школы выделила старейшая 1-я Военная школа авиационных техников имени К. Е. Ворошилова из города Ленинграда (СССР). По призыву комсомола: «Комсомолец, на самолет!» в школу, по комсомольским путевкам из трудовых коллективов ДнепроГЭСа, Уралмаша и других новостроек страны, прибывали будущие курсанты. Наряду с учебой, курсанты, вместе со строителями из Управлением начальника работ № 17 (УНР- 17) (аналог гражданского строительного управления), занимались строительством новых зданий, участвовали в работах по благоустройству территории школы. С утра шли занятия по расписанию, а вторая половина дня и вечер отводились строительству, и уже в ноябре 1931 года курсанты переселились в новые корпуса. Строительство здания школы на улице Окулова дом № 4 было закончено в 1934 году. Школа готовила авиационных механиков по техническому обслуживанию и эксплуатации самолетов и их двигателей. В 1932 году школа получила наименование Объединенная школа пилотов и авиационных техников (ВШПАТ). В 1936 году школе присвоили почетное имя Народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова. В 1938 году в школе начинается подготовка военных пилотов и она меняет название на 3-ю Военную школу пилотов и авиационных техников имени В.М. Молотова.
Приказом Народного комиссара обороны СССР от 8 марта 1938 года школа была передана в состав вновь образованного Народного комиссариата ВМФ СССР. В апреле 1938 года школа была реорганизована в Военно-морское авиационно-техническое училище имени В.М. Молотова. В связи с новым направлением обучения стали изучаться предметы: основы тактики авиации ВМФ и флота, основы гидроавиации, особенности конструкции морских самолетов, устройства морских аэродромов, эксплуатации материальной части морской авиации. Водная гладь реки Камы стала взлетно-посадочной полосой для учебных гидросамолетов морской авиации. В начале июля 1938 года в училище прибыл эшелон с восемью гидросамолетами МБР-2 (морской ближний разведчик). Зимой 1939 года на правом берегу Камы началось строительство морского аэродрома: по всей территории аэродрома были отрыты дренажные канавы, оборудованы стоянки самолетов и рабочие места у самолетов, на берегу сделан дощатый настил и смонтирована механическая лебедка, построена аппарель для спуска и подъема гидросамолетов из воды, оборудована стоянка самолетов на воде. В тоже время в училище стала поступать другая боевая техника: истребители И-15 и И-16, дальние бомбардировщики ДБ-3 и скоростные бомбардировщики АНТ-40 (СБ). До конца 1940 года срок обучения в училище составлял два года и выпускники получали воинское звание младший воентехник. С начала 1941 года срок обучение был сокращен до одного года, с задачей подготовки младших специалистов по специальностям: механик самолета, механик по вооружению, механик-приборист, с присвоением по выпуску звания младший сержант. Были сокращены второстепенные дисциплины и расширено практическое обучение.
С началом Великой Отечественной войны учебный прочес в училище был перестроен в соответствии с требованиями военного времени. Учебный аэродром был переоборудован применительно к боевым условиям: самолеты рассредоточены и закрыты маскировочными сетками, для личного состава были оборудованы перекрытые щели и сооружены убежища. В июле 1941 года в училище стали функционировать курсы специальных служб ВВС ВМФ, созданные на базе эвакуированного из города Сортавала Карельской АССР (РСФСР, СССР) Военно-морского авиационного училища спецслужб ВВС ВМФ. В 1942 году курсы спецслужб были преобразованы в отдел связи. В годы войны училище вело подготовку по двадцати трем специальностям, в том числе: авиатехников, механиков по вооружению, механиков по электрооборудованию.
В июле 1946 года отдел связи училища был переведен в город Новоград-Волынский Житомирской области (Украинская ССР, СССР), где на его базе сформировано Военно-морское авиационное училище связи, куда позже в 1953 году были отправлены два учебных цикла училища: авиационного оборудования, авиационного вооружения, а также отдельная минно-торпедная группа.
В 1946–1947 годах в училище началась интенсивная подготовка к переходу на изучение новой реактивной техники. В программе учебы на курсах усовершенствования офицерского состава (КУОС) вводятся новые предметы: техническая термодинамика, аэродинамика больших скоростей, теория реактивных двигателей, газовая динамика. В училище прибывают первые образцы реактивных двигателей РД-10 и РД-20. В 1948 году училище впервые подготовило два классных отделения (учебных взвода) курсантов по реактивной технике со специализацией по самолету Як-15. В 1950 году училище получает самолет МиГ-15, в 1952 году – Ту-14, а в 1953 году – Ил-28. В 1954 году училище переходит на подготовку техников по эксплуатации самолетов-бомбардировщиков со сроком обучения три года. Выпускники получают по окончании училища диплом общесоюзного образца, с присвоением квалификации «техник-механик». Новым этапом в жизни училища явился переход на изучение современного дальнего бомбардировщика Ту-16, который был получен училищем в 1957 году.
В августе 1957 года, согласно директиве Главного штаба ВВС, училище было переименовано в Военное авиационно-техническое училище имени В. М. Молотова. В апреле 1958 года, в связи с переименованием города Молотов в Пермь, училище получает название Пермское военное авиационно-техническое училище. Имя Молотова также было убрано из названия училища.
В обстановке строгой секретности, в соответствии с приказом Главнокомандующего ВВС, училище с 1959 года сменило профиль подготовки и стало осуществлять обучение по специальностям «ракеты и дистанционное управление», «приборы автоматизированных систем управления», с присвоением квалификации «техник по ракетам и двигательным установкам» и «техник по автоматизированным системам управления», со сроком обучения три года.
В феврале 1960 года училище передано из ВВС в Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) и в марте 1962 года было преобразовано в Пермское высшее командно-инженерное училище, со сроком обучения пять лет. В училище были сформированы два факультета: факультет № 1 — Стартовых и технических комплексов ракет и факультет № 2 — Систем управления стратегических ракет и проверочно-пускового оборудования. В январе 1966 года вступил в эксплуатацию новый учебный корпус на углу улиц Куйбышева и Орджоникидзе города Перми, в котором разместились типография, лаборатории, кабинеты и аудитории большинства специальных кафедр, благодаря чему были улучшены условия для учебных занятий, а в июле был открыт музей истории училища. С развертыванием группировки новых ракетных комплексов с одиночными стартами (ОС) возникла необходимость в подготовке в сжатые сроки высококвалифицированных кадров и укомплектовании ими создаваемых полков, частей обеспечения и обслуживания РВСН.
В июле 1971 года был организован факультет № 3 — Автоматизированных систем управления. В апреле 1972 года училище было переименовано в Пермское высшее военное училище, а в мае 1973 года в Пермское высшее военное командное училище. В марте 1977 года был организован факультет № 4 — Ядерного вооружения.
18 июля 1981 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие заслуги в подготовке офицерских кадров училище было награждено орденом Красного Знамени.
В декабре 1981 года приказом Министра обороны СССР училище было переименовано в Пермское высшее военное командно-инженерное Краснознаменное училище. В это же время были проведены работ по благоустройству существующих служебных помещений и по строительству новых зданий, необходимых для размещения и обучения возросшего количества курсантов. Столовая стала двухэтажной, что позволило одновременно размещать в ней курсантов всех факультетов. Для контроля за качеством пищи в училище создан кулинарный совет, который обсуждал все поступающие предложения по улучшению питания личного состава. 1 июня 1982 года училищу было присвоено почетное имя Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова. В 1983 год училище было переименовано в Пермское высшее военное командно-инженерное Краснознаменное училище ракетных войск имени В. И. Чуйкова.
После распада СССР училище в 2003 году было расформировано.
В училище реализовывались учебные программы по специальности «электрооборудование летательных аппаратов», «системы управление летательными аппаратами», «автоматизированные системы управления» «физико-энергетические установки» с присвоением квалификации «офицер с высшим военно-специальным образованием, инженер-механик» «офицер с высшим военно-специальным образованием, инженер-электрик», «офицер с высшим военно-специальным образованием, инженер-радиотехник», «офицер с высшим военно-специальным образованием, инженер-энергетик». Срок обучения в училище составлял пять лет.
Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца и вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища.
Выпускаемые специалисты
Начальник расчета (отделения) ракетного дивизиона РВСН | ||
Инженер отделения (группы) ракетного дивизиона РВСН | ||
Инженерный состав для 12-го Главного управления МО СССР |