Оренбургское высшее военное авиационное Краснознаменное училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза И.С. Полбина
Адрес
Страна | Союз Советских Социалистических Республик |
Союзная республика | Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика |
Регион | Оренбургская область |
Район | — |
Населенный пункт | город Оренбург |
Улица | улица Челюскинцев |
Дом | 17 |
Краткая справка
Исторический путь училища был длинным и сложным, за годы своего существования учебное заведение несколько раз объединялось и разъединялось. Учебное заведение было создано в августе 1921 года, на основании постановления Революционного Военного Совета (РВС) Республики № 1951, была сформирована Московской школы воздушного боя и бомбометания, для теоретической и практической переподготовки летного состава, со сроком обучения шесть месяцев. Школа располагалась в городе Москве (РСФСР) на Ходынке, огромном травяное поле, превращенном в аэродром (ныне Хорошевский район Северного административного округа города Москвы). По краям поля стояли большие брезентовые палатки для размещения самолетов, а ближе к Петроградскому шоссе приземистые дощатые, тщательно окрашенные ангары-мастерские бывшей авиационной мастерской акционерного общества «Дукс», где в Гражданскую войну строились и ремонтировались аэропланы «Ньюпор». Тут же размещалась Московская авиационная школа высшего пилотажа.
9 августа 1922 года сформированная школа была переведена в город Серпухов Московской губернии (РСФСР), и стала называться Серпуховской школой воздушного боя и бомбометания. Школа была размещена на территории бывшего Владычного монастыря. В конце 1922 года школе был передан дивизион тяжелых воздушных кораблей «Илья Муромец», из четырех самолетов которого пригодным для полетов был только один. Первым начальником школы стал выпускник и инструктор Севастопольской военной авиационной школы («Качи»), бывший царский штабс-капитан Константин Федорович Капустян. 1 октября 1923 года школа переименовывается в Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания («Стрельбом»). При школе работали библиотека и школа ликвидации неграмотности. После окончания Московской школы высшего пилотажа в школу, для дальнейшего обучения, прибыла группа летчиков, среди которых был Валерий Павлович Чкалов и его инструктор Михаил Михайлович Громов. В 1925 году школа вновь переименовывается в Серпуховскую высшую военную авиашколу воздушного боя. В том же году школа получила на вооружение первый отечественный самолет-истребитель И-2.
В период с 20 июня по 16 октября 1927 года школа перебазировалась в город Оренбург Оренбургской губернии (РСФСР, СССР). Дальним маршрутом Серпухов-Пенза-Оренбург летчики-инструкторы перегнали учебные самолеты школы. Впервые в истории авиации перелет большой группы самолетов был произведен без летных происшествий. Школа разместилась в двух зданиях: в здании бывшего 2-ого Оренбургского кадетского корпуса по улице Советской дом № 1 на берегу реки Урал и в здании Оренбургской духовной семинарии по переулку Каретному (ныне Челюскинцев) дом № 17. В октябре 1928 года в Оренбург была перебазирована Ленинградская высшая школа летчиков-наблюдателей, которая объединена со школой, в результате чего новое военно-учебное заведение стало именоваться 3-й Военной школой летчиков и летчиков-наблюдателей (3-я ВАШЛ). В начале того же года на вооружение школы поступили новые тяжелые бомбардировщики ТБ-1. Преподавателями был разработан циклы лекций по конструкции, аэродинамике и оборудованию первенца отечественной дальнебомбардировочной авиации. В июне 1938 года школа реформируется в Военное авиационное училище летчиков, и ему присваивается почетное имя Народного комиссара обороны СССР Маршала Советского Союза Климента Ефремовича Ворошилова. В декабре 1938 года Оренбург становится Чкаловым. А в феврале 1939 года училище было разделено на два самостоятельных училища: 1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К. Е. Ворошилова и 2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов, для улучшения условия подготовки летчиков и штурманов.
2-е Чкаловское военное авиационное училище штурманов готовило штурманские кадры для фронтовой бомбардировочной авиации и располагалось на улице Челюскинцев дом № 17. В 1959 году, в связи со сменой названия города было переименовано в Оренбургское военное авиационное училище штурманов ВВС Первоначальное обучение самолетовождению курсантов проводилось на самолетах Ли-2.
В дальнейшем обучение бомбометанию и применение всех навигационных приборов прицелов, локаторов и способов проведения атак на цели производилось на самолете Ил-28 фронтовой бомбардировочной авиации. В мае 1960 года училище было расформировано.
1-е Чкаловское военное авиационное училище летчиков имени К. Е. Ворошилова после разделения располагалось по улице Советской дом № 1. В января 1941 года училище переформируется в 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов имени К.Е. Ворошилова, и начинает выпуск пилотов с воинским званием «сержант». В годы Великой Отечественной войны училище готовило пилотов фронтовой штурмовой и бомбардировочной авиации. В 1945 году школа опять становится 1-м Чкаловским военным авиационным училищем летчиков имени К. Е. Ворошилова, и выпускает летчиков на самолеты-штурмовики Ил-10, с воинским званием «лейтенант». В первой половине 1950-х годов в училище поступили реактивные самолеты-истребители Ил-28 и МиГ-15, В это же время училище заканчивает будущий первый космонавт Земли Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин, после чего училище стали называть «Гагаринская летка». В 1960 году училище получило статус высшего военно-учебного заведения и именуется Оренбургским высшим военным авиационным училищем летчиков (ОВВАУЛ). В тоже время в состав училища входит учебно-материальная база расформированного Оренбургского военного авиационного училища штурманов ВВС и Кировабадского военного авиационного училища летчиков имени В.С. Хользунова. 23 декабря 1963 года по инициативе Оренбургского обкома ВЛКСМ при училище была создана первая в стране Школа юных космонавтов. В мае 1967 года училищу присвоено почетное имя дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Ивана Семеновича Полбина. С 1970 года училище готовило летчиков морской и дальней авиации. Основными учебными самолетами были Ил-28, Як-28, Л-29 и Ту-134УБЛ.
После распада СССР училище было расформировано в 1993 году.
В училище реализовывались учебные программы по подготовке летчиков дальней авиации, а также морской ракетоносной и противолодочной авиации с присвоением квалификаций «летчик-инженер». Срок обучения в училище составлял четыре года.
Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца и вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища.
Выпускаемые специалисты
Летчик дальнего противолодочного самолета Ту-142 | ||
Летчик дальнего сверхзвукового ракетоносца-бомбардировщика Ту-22М | ||
Летчик межконтинентального сверхзвукового стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 |