Министерство путей сообщения СССР

Железнодорожный транспорт – это вид транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги.
Железнодорожный транспорт в СССР включал в себя: магистральный железнодорожный транспорт общего пользования, промышленный железнодорожный транспорт (ПЖТ), метрополитен, детские железные дороги (ДЖД).
Промышленный железнодорожный транспорт – это вид железнодорожного транспорта необщего (ведомственного) пользования, выполняющий технологические перевозки грузов на территории производства, а также их доставку на магистральный железнодорожный транспорт; в его состав входят железнодорожные подъездные пути предприятий с необходимыми устройствами и оборудованием, и собственный подвижной состав.
Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР) – это центральный орган государственного управления, в системе ведомственного (отраслевого) управления народным хозяйством, осуществлявший управление и контроль за деятельностью железнодорожного транспорта страны.
15 июня 1865 года указом император Александр II было учреждено Министерства путей сообщения (МПС) Российской империи. Министерство было организовано на базе Главного управления путей сообщений и публичных зданий (ГУПС) империи, посоле создания министерства департамент публичных зданий был передан в состав Министерства внутренних дел, а Департамент телеграфа передан в ведение Главного почтового департамента. Первым Министром путей сообщения был назначен инженер-генерал профессор Павел Петрович Мельников. В структуре МПС было образовано: управление строительства, департамент железных дорог с техническо-инспекторским комитетом, управление казенных железных дорог, инспекция частных железных дорог. К 1913 году железнодорожная сеть Российской империи составила почти шестьдесят тысяч километров, была построена Транссибирская магистраль (Транссиб), введен в строй ряд других линий, а также перевезено сто тридцать пять тысяч тонн грузов и сто девяносто тысяч пассажиров. Первая мировая война подорвала экономику России, что отразилось и на железных дорогах. С конца апреля 1917 года разруха на железнодорожном транспорте стремительно нарастала.
После Октябрьской революции советской власти усилила централизацию в управлении железнодорожным транспортом. При формировании нового правительства был образован Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) РСФСР. 6 июля 1923 года был образован Народный комиссариат путей сообщения СССР (НКПС СССР), который возглавил Феликс Эдмундович Дзержинский. Начиная с 1932 года, на основании постановления Совета Народных Комиссаров СССР, была осуществлена реконструкция железных дорог, которая предусматривала: усиление железнодорожного пути (полотна) за счет укладки более тяжелых рельсов, использование щебеночного балласта для строительства насыпей железнодорожных путей, создание мощных паровозов (типа ФД (Феликс Дзержинский) и ИС (Иосиф Сталин)), выпуск большегрузных четырехосных вагонов, перевод подвижного состава на автотормоза (остановка поезда при разрыве состава) и автосцепку вагонов, создание систем полуавтоматической и автоматической блокировки (регулировки движением поездов), внедрение механической и электрической централизации переводных стрелок и сигналов железнодорожных светофоров. В 1940 году эксплуатационная длина железнодорожной сети СССР достигла ста десяти тысяч километров, было перевезено шестьсот миллионов тонн грузов. Во время Великой Отечественной войны сеть железных дорог европейской части страны была полностью разрушена, было потеряно сорок процентов вагонов и пятьдесят процентов локомотивов, но несмотря на это, железнодорожный транспорт полностью обеспечил воинские перевозки и доставку грузов на фронт.
15 марта 1946 года, на основании закона СССР «О преобразовании Совета народных комиссаров СССР в Совет министров СССР и Советов народных комиссаров союзных и автономных республик — в Советы министров союзных и автономных республик», отраслевой наркомат был преобразован в Министерство путей сообщения СССР (МПС СССР). Первым министром был назначен Иван Владимирович Ковалев. В 1954 году из состава МПС СССР было выделено Министерство транспортного строительства СССР. Министерством была разработана и реализована по электрификации железнодорожной сети и внедрению тепловозной тяги, в итоге к 1975 году пятьдесят два процента перевозок осуществлялось электровозами и сорок семь процентов осуществлялось тепловозами. 24 марта 1967 году было принято совместное постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о возобновлении строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), которая стала дублером Транссибирской магистрали. В 1988 сеть железных дорог СССР составила более ста пятидесяти тысяч километров и структурно делилась на тридцать две железные дороги, которые представляли из себя территориальные управления МПС СССР. Управление железной дороги состояло из служб и отделов по направлениям деятельности дороги. Территориальные железные дороги делились на отделения дорог, которые являлись основными линейными производственными хозрасчетными объединениями осуществлявшими перевозку грузов и пассажиров. Отделения дороги включали в себя следующие предприятия (подразделения): железнодорожные станции, товарные дворы, локомотивные депо, вагонные депо, дистанции пути, дистанции сигнализации (централизации) и связи, дистанции зданий и сооружений, дистанции гражданских сооружений, участи энергоснабжения, отряды военизированной охраны и другие.
Территориальные железные дороги СССР
Железная дорога |
Место (город) нахождения управления дороги |
Азербайджанская железная дорога |
Баку |
Алма-Атинская железная дорога |
Алма-Ата |
Байкало-Амурская железная дорога |
Тында |
Белорусская железная дорога |
Минск |
Восточно-Сибирская железная дорога |
Иркутск |
Горьковская железная дорога |
Горький |
Дальневосточная железная дорога |
Хабаровск |
Донецкая железная дорога |
Донецк |
Забайкальская железная дорога |
Чита |
Закавказская железная дорога |
Тбилиси |
Западно-Казахстанская железная дорога |
Актюбинск |
Западно-Сибирская железная дорога |
Новосибирск |
Красноярская железная дорога |
Красноярск |
Куйбышевская железная дорога |
Куйбышев |
Львовская железная дорога |
Львов |
Молдавская железная дорога |
Кишинев |
Московская железная дорога |
Москва |
Одесская железная дорога |
Одесса |
Октябрьская железная дорога |
Ленинград |
Прибалтийская железная дорога |
Рига |
Приволжская железная дорога |
Саратов |
Свердловская железная дорога |
Свердловск |
Северная железная дорога |
Ярославль |
Северо-Кавказская железная дорога |
Ростов-на-Дону |
Среднеазиатская железная дорога |
Ташкент |
Целинная железная дорога |
Целиноград |
Юго-Восточная железная дорога |
Воронеж |
Юго-Западная железная дорога |
Киев |
Южная железная дорога |
Харьков |
Южно-Уральская железная дорога |
Челябинск |
Министерство возглавлял Министр, у которого был два Первых заместителя и восемь заместителей. Структура министерства путей сообщения СССР состояла из шестнадцати главных управлений, шести управлений и двух отделов, в том числе:
— Главное управление перевозок;
— Главное пассажирское управление;
— Главное управление грузовой и коммерческой работы;
— Главное управление локомотивного хозяйства;
— Главное управление вагонного хозяйства;
— Главное управление пути;
— Главное управление локомотивного хозяйства сигнализации, связи и вычислительной техники;
— Главное управление электрификации и электроснабжения;
— Главное управление метрополитенов;
— Главное экономическое управление;
— Главное научно-техническое управление;
— Главное управление по безопасности движения;
— Главное управление проектирования и капитального строительства;
— Главное управление материально-технического снабжения;
— Главное финансовое управление;
— Главное управление кадров и учебных заведений;
— Главное врачебно-санитарное управление;
— Главное специальное управление;
— Управление внешних связей;
— Управление статистики;
— Управление военизированной охраны;
— Управление делами;
— Первое управление;
— Хозяйственное управление;
— Организационный отдел;
— Юридический отдел.
В МПС СССР существовала система сокращений должностей, для удобства передачи по телеграфу.
Сокращения должностей в МПС СССР (пример)
Должность |
Условное сокращение |
Министр |
А |
Первый заместитель министра |
АЗ-1 |
Заместитель министра |
АЗ |
Начальник дороги |
Н |
Заместитель начальника дороги |
НЗ |
Главный инженер дороги |
НГ |
Начальник отделения дороги |
НОД |
Главный инженер отделения дороги |
НОДГ |
Начальник управления военизированной охраны |
НО |
Начальник отдела военизированной охраны дороги |
НОР |
Начальник локомотивного депо |
ТЧ |
Главный инженер локомотивного депо |
ТЧГ |
Начальник дистанции электроснабжения |
ЭЧ |
Главный инженер дистанции электроснабжения |
ЭЧГ |
Начальник дистанции сигнализации и связи |
ШЧ |
Главный инженер дистанции сигнализации и связи |
ШЧГ |
Начальник дистанции пути |
ПЧ |
Главный инженер дистанции пути |
ПЧГ |
Начальник дистанции гражданских сооружений |
НГЧ |
Главный инженер дистанции гражданских сооружений |
НГЧГ |
Машинист |
ТЧМ |
Помощник машиниста |
ТЧП |
В МПС СССР существовало свое форменное обмундирование и знаки различия по должностям. Работники железнодорожного транспорта делились на рядовой состав, младший начальствующий состав, средний начальствующий состав, старший начальствующий состав и высший начальствующий состав. Форменная одежда при получении, частично оплачивалась работниками. У высшего, старшего и среднего начальствующего состава летняя форма одежды была серого цвета, а зимняя форма одежды была черного цвета, у рядового и младшего начальствующего состава зимняя и летняя форма одежды была черного цвета. В 1985 году зимняя и летняя форменная одежда у всех категорий работников стала темно-синего цвета.