МВД РОССИИ
Министерство внутренних дел
ЦЕНТР
ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
РУКОВОДИТЕЛЯМ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
«О ПРАВОМЕРНЫХ ДЕЙСТВИЯХ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ВОВЛЕЧЕНИЯ В КОНФЛИКТЫ СФЕРЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ»
г. Москва
1. Профилактика конфликтных ситуаций
Практика показывает, что в гражданско-правовых спорах между двумя юридическими лицами, чаще всего, участвуют два ЧОО — по одному на стороне каждого из участников конфликта. Реже — одно ЧОО на стороне одного из субъектов спора, а еще реже споры возникают между юридическими лицами и самими ЧОО.
Прежде чем классифицировать гражданско-правовые споры с участием ЧОО и дать рекомендации по каждой группе, разберем общий путь, по которому развивается конфликт, при знании которого можно предотвратить вовлечение в него.
Как и любое общественное явление, конфликт развивается по определенной схеме и проходит в своем развитии определенные стадии:
а). Наличие потенциально конфликтной ситуации (законодательная неурегулированность или недостаточно корректная урегулированность каких-либо аспектов деятельности юридического лица);
б) Возникновение конфликта (стороны конфликта открыто обозначили свои позиции);
в) Попытки разрешения конфликта (стороны используют тактику переговоров или попыток решить конфликт в суде);
г) Обострение конфликта (попытка одной из сторон использовать силовые методы для достижения своих целей в кратчайшие сроки и соответствующие им ответные действия оппонентов);
д) Разрешение конфликта («победа» одной из сторон);
е) Выход из конфликта (действия «победившей» стороны по закреплению успешных результатов и «проигравшей» — по минимизации ущерба и созданию предпосылок для реванша).
Изученные материалы позволяют сделать вывод, что вмешательство сотрудников лицензионно-разрешительной работы происходит на этапе обострения конфликта и появления в действиях одной из сторон признаков нарушения законодательства регулирующего частную охранную деятельность (Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и др.). Результаты такого вмешательства, как правило, негативны для всех ЧОО, вовлеченных в конфликт. Поводом для вмешательства обычно служит заявление в ОВД по месту расположения объекта.
Ошибка руководителей ЧОО в рассмотренных ситуациях заключалась в том, что они не сумели заметить первые стадии конфликта, вели себя пассивно, дали конфликту разрастись, допустили подачу заявления в правоохранительные органы противостоящей стороной, чем способствовали вмешательству правоохранительных органов. Руководителю ЧОО необходимо, поддерживая тесные отношения с клиентом, постоянно анализировать его деятельность, выявлять потенциальную почву возможных конфликтов, информировать его о своих выводах и, в конечном результате, заранее предусмотрев конфликтную ситуацию и совместно с клиентом изменив потенциально конфликтные обстоятельства, предотвратить сам конфликт. Следует помнить, что ЧОО обязан соблюдать не только требования, предписанные заказчиком, но и конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы иных физических и юридических лиц. Права и свободы гражданина, физических и юридических лиц могут быть ограничены только федеральными законами, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Заказчик охранных услуг, даже если он является собственником, этого делать не может.
Условием заключения договора об оказании охранных услуг должно быть согласие потенциального клиента подробно ознакомить руководителя ЧОО с ходом своей деятельности, обстоятельствами, которые могут перерасти в конфликт, и выполнить рекомендации ЧОО по снижению такой вероятности.
Руководителям ЧОО, настоятельно рекомендуется включать в договор на оказание охранных услуг дополнительный пункт, в котором прописывать право частного охранного предприятия в одностороннем порядке приостанавливать действие данного договора при наличии между клиентом и третьими лицами спора в отношении охраняемого имущества, объекта недвижимости, спора по поводу руководства (управления) юридическим лицом до разрешения спора в судебном порядке.
До заключения договора целесообразно ознакомиться со следующими документами:
1.1. Документы о легитимности статуса нанимателя.
а) Устав и свидетельство о регистрации юридического лица либо свидетельство о регистрации предпринимателя без образования юридического лица, паспорт гражданина;
б) Протокол (приказ) о назначении руководителя, действующего без доверенности, либо договор с управляющей компанией, доверенность на совершение определенных действий от имени юридического лица;
в) Выписка из ЕГРЮЛ с указанием лица действующего без доверенности.
1.2. Документы, подтверждающие право на охраняемую недвижимость.
а) Свидетельство о праве собственности на охраняемый объект;
б) Свидетельство о праве хозяйственного ведения или свидетельство о праве пользования и документ, подтверждающий основание возникновения права: договор, распоряжение собственника, решение суда;
в) Свидетельство о праве аренды и зарегистрированный договор аренды на срок более 1 года, а если срок менее 1 года, то только договор аренды, который может не регистрироваться.
1.3. Копии судебных решений и определений судов, исполнительных документов по существующим спорам в отношении статуса нанимателя и прав на охраняемую недвижимость.
Целесообразно внести в договор условия обязательного предоставления указанных документов в течение дня с момента их получения. Не предоставление таких документов в указанный срок будет рассматриваться как намеренное введение в заблуждение ЧОО нанимателем.
Нельзя забывать, что обдуманность и оперативность действий при зарождении конфликта являются залогом успешного его разрешения. При ввязывании ЧОО в гражданско-правовой спор на чьей бы то ни было стороне до вступления в законную силу решения суда будет расценено грубое нарушение осуществления частной охранной деятельности, ЧОО будет привлечено к ответственности, вплоть до приостановления соответствующей лицензии.
2. Рекомендации по предотвращению конфликтов и правомерным действиям при вовлечении в гражданско-правовые споры
Принимая во внимание изученные материалы проверок, гражданско-правовые споры, в которые были вовлечены ЧОО, можно разделить на следующие группы:
а) Отношения арендодателя с арендатором (субарендатором) по поводу прекращения (продолжения) арендных отношений;
б) Отношения между двумя руководителями предприятий или группами в одном и том же коллективе акционеров по поводу управления и собственности;
в) Препятствование судебным приставам-исполнителям и хранителям в исполнении судебных решений;
г) Отношения между руководителем фирмы-банкрота и внешним, внутренним управляющим или конкурсным управляющим, назначаемым в ходе процедуры банкротства;
д) Отношения между заказчиком строительства (собственником земли и проекта) и генеральным подрядчиком (отдельные случаи);
е) Отношения по поводу пользования земельным участком (отдельные случаи);
ж) Продолжение оказания охранных услуг, несмотря на требование заказчика о расторжении соответствующего договора.
Для предотвращения конфликтных ситуаций и недопущения неправомерных действий при вовлечении в конфликт, которые могут вызвать обращения в правоохранительные органы ущемленной стороны гражданско-правового спора, а также нарекания и санкции со стороны органов МВД, руководителям ЧОО рекомендуется:
ГРУППА № 1
При принятии решения о заключении договора об оказании охранных услуг с собственником (арендатором) крупной недвижимости (зданий, помещений, земли и т. п.) руководитель ЧОО должен убедиться в действительности права собственности клиента, выяснить, есть ли у собственника арендаторы (субарендаторы), и изучить соответствующие договоры аренды (субаренды). Эти договоры должны содержать положения об ответственности сторон и основания расторжения договора аренды с конкретными обязательствами и сроками освобождения сдаваемой в аренду (субаренду) недвижимости. Договоры аренды (субаренды), заключенные на год и более, должны быть зарегистрированы соответствующим государственным органом. Собственнику необходимо разъяснить, что ЧОО оказывает услуги по защите его имущественных интересов только на законной основе, без ущемления прав граждан, без применения противоправного насилия и только на срок, не превышающий срок действия договора аренды (субаренды).
Вплоть до момента приведения договоров аренды (субаренды) в соответствие с законом руководитель ЧОО обязан отказаться от заключения договора об оказании охранных услуг. В противном случае деятельность ЧОО повлечет, скорее всего, правомерные претензии работников ЛРР, а при поступлении жалоб арендаторов (субарендаторов) о препятствовании их деятельности и при ввязывании ЧОО в этот гражданско-правовой спор, ЧОО будет привлечено к ответственности, вплоть до приостановления соответствующей лицензии.
При заключении договора об оказании охранных услуг в отношении всего здания, помещения или участка земли необходимо совместно с собственником (арендодателем) разработать единое по отношению ко всем арендаторам (субарендаторам), то есть по всему объекту, положение о пропускном режиме. В этом документе должны присутствовать нормы о времени нахождения на территории объекта работников арендатора (субарендатора), о невозможности бесцельного нахождения работников арендатора на объекте в нерабочее время, о прекращении доступа на объект, в случае прекращения срока действия договора или его расторжения.
При возникновении спорной ситуации, отказе арендатора расторгнуть договор, обращении одной из сторон в суд (арбитражный суд), то есть при расторжении договора аренды в арбитражном порядке, доступ на объект работникам арендаторов разрешается вплоть до вступления в силу законного решения арбитражного суда. Работникам ЧОО запрещается участвовать в опечатывании арендованных ранее помещений, в воспрепятствовании свободному выносу (вывозу) их имущества. Наложение каких-либо ограничений на пользование имуществом является исключительной компетенцией судебных приставов-исполнителей, действующих на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда.
Нарушение арендатором пожарных и санитарных норм, а также задержка или невыплата арендной платы после оставленной без положительного ответа письменной претензии арендодателя является основанием для расторжения договора аренды в арбитражном суде, а желание арендодателя поднять арендную плату в одностороннем порядке без согласия арендатора таким безусловным основанием не является. В этом случае, обычно, суд расторгает договор аренды, но и удовлетворяет встречный иск арендатора о взыскании неустойки.
Субарендатор может пожелать заключить договор об оказании охранных услуг с другим ЧОО. Чтобы исключить возможность возникновения конфликтов между работниками двух ЧОО арендодателю рекомендуется включить в договор аренды пункт о централизованной охране и исключении такой возможности для арендаторов. В случае проблематичности внесения этих дополнений в договор аренды, инструкции о пропускном режиме локальной охраны необходимо привести в полное соответствие с инструкцией общей охраны объекта и положением о пропускном режиме, то есть согласовать с ЧОО, охраняющим весь объект. Копия этой инструкции локальной охраны должна находиться у руководителей арендатора и ЧОО и использоваться в качестве приложения к договору аренды. Изменения и дополнения к этой инструкции необходимо письменно согласовать с арендатором и ЧОО объекта, а изменения и дополнения, внесенные без согласия арендодателя и ЧОО объекта, или фактическое неисполнение требований этой инструкции локальной охраной являются существенным нарушением условий договора аренды.
После истечения срока действия договора аренды или вступления в силу судебного решения о его расторжении по инициативе арендодателя действия работников ЧОО объекта по пресечению прохода на объект работников бывшего арендатора являются правомерными. В такой ситуации предписание о невмешательстве в гражданско-правовой спор в адрес ЧОО вынесено быть не может. Действия локальной охраны, направленные на сохранение существовавших отношений аренды, с этого момента являются явно неправомерными и противоречат требованиям Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Руководителю арендодателя или ЧОО объекта необходимо поставить в известность руководителя ЧОО, несущего локальную охрану, о ходе развития конфликта, подтвердив свои слова документально и передав последнему копии этих документов, либо руководителю ЧОО, несущего локальную охрану необходимо самому запросить эту информацию и документы, отсутствие которых не освобождает это ЧОО от ответственности за неправомерные действия.
К подобного рода конфликтной ситуации относятся отношения арендодателя и арендатора (субарендатора), когда арендатором (субарендатором) является ЧОО, имеющее на арендуемой территории комнату хранения оружия.
Комната хранения оружия, обустроенная на территории, которой ЧОО пользуется по договору аренды (субаренды), кроме долгосрочной аренды государственной (городской) собственности, всегда должна рассматриваться руководством ЧОО как временная. За время такой аренды в любом случае необходимо изыскать возможность приобретения нежилого помещения в собственность либо получения такового в долгосрочную аренду непосредственно из нежилого государственного или городского фонда.
Нередко заказчики охранных услуг используют жилые помещения не по назначению (под офисы, склады, учебные заведения и т. д.). Такой договор аренды жилого помещения является ничтожным и не может быть зарегистрирован в Госкомимуществе РФ. Соответственно, все сделки, требующие подтверждения прав собственности (аренды, субаренды), с использованием такого договора, включая договор об оказании охранных услуг, являются ничтожными. Как и во всех случаях, решение о заключении договора об оказании охранных услуг и выставлении охраны принимается руководителем ЧОО только после изучения документов, подтверждающих принадлежность помещения к определенному фонду, права клиента на собственность (аренду, субаренду) и определяющих форму собственности и порядок ее использования.
ГРУППА № 2
Наибольшее количество заявлений и жалоб на действия ЧОО поступает в связи с их участием в спорах, связанных с борьбой внутри коммерческих организаций за власть и собственность, перевыборами руководителей и другими внутренними разногласиями. Такие споры впекут многократные обращения сторон в суд (арбитражный суд), обжалование предыдущих решений, наложение ареста на имущество и т. п. В такой ситуации руководителю ЧОО до принятия решения о заключении договора об оказании охранных услуг и выставлении охраны необходимо:
- Изучить документы, в том числе о развитии спора, представленные заказчиком охранных услуг;
- Провести переговоры с представителем противоположной в споре стороны, изучить представленные ими документы;
- Провести переговоры с руководителем ЧОО, которое уже осуществляет охрану объекта, если таковое имеется.
Учитывая сложность и запутанность таких споров, во всех случаях руководителю ЧОО к участию в переговорах и изучению документов необходимо привлекать юристов, а при особой неясности и противоречивости спора, возможно, проведение независимой юридической экспертизы одной из юридических консультаций.
Во всех случаях до полного разрешения дела и вступления в силу решения суда (арбитражного суда), включая процедуру кассационного обжалования и обжалования в порядке надзора, преимущество на объекте имеет ЧОО, охранявшее объект по договору до возникновения конфликта. В случае достижения договоренности между руководителями ЧОО возможна смешанная охрана силами двух этих ЧОО,
ГРУППА № 3
Особая группа жалоб связана с оказанием сотрудниками ЧОО сопротивления действиям судебных приставов-исполнителей, а также хранителей, внутренних и внешних управляющих. Судебные приставы-исполнители, имеющие исполнительный лист, выданный на основании вступившего в силу решения суда (арбитражного суда), являются представителями судебной власти. При предъявлении соответствующих личных документов, судебных решений и исполнительного листа они должны быть беспрепятственно допущены во все помещения, указанные в этих документах, для совершения предписанных судом действий (опись, наложение ареста, опечатывание имущества и помещений и т. п.).
Имущество должника передается на хранение под роспись в акте ареста имущества должнику или другим лицам, назначенным судебным приставом-исполнителем, именуемым хранителями.
Хранитель имеет право и обязан совершать любые правомерные действия, направленные на обеспечение сохранности арестованного имущества. Судебный пристав-исполнитель при назначении хранителя выдает собственнику арестованного имущества, должнику или третьим лицам постановление об установлении режима беспрепятственного доступа хранителя к арестованному и переданному на хранение имуществу, в котором устанавливаются основные условия этого режима. Соответственно, хранитель вправе заключить договор об оказании охранных услуг с ЧОО для обеспечения сохранности вверенного ему на хранение имущества. В этом случае собственник (арендатор) объекта и ЧОО объекта не имеют права оказывать сопротивление хранителю и ЧОО, исполняющему обязательства по договору с хранителем.
ГРУППА № 4
В соответствии со ст. 20 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ до рассмотрения в арбитражном суде дела о банкротстве юридического лица арбитражным судом могут быть назначены арбитражные управляющие.
При осуществлении процедуры банкротства может быть принято решение об отстранении от должности руководителя должника. По этому поводу арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе руководителем должника. После вступления этого определения в силу прежний руководитель должника утрачивает право совершать сделки и заключать договоры от имени юридического лица, в том числе договоры об оказании охранных услуг.
Процедура банкротства включает в себя процедуру наблюдения, следствием которой является введение временного управляющего из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при их отсутствии — из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. Временный управляющий действует с момента его назначения арбитражным судом до введения внешнего управления (назначения внешнего управляющего) или до введения конкурсного производства (назначения конкурсного управляющего).
Временный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника, то есть с момента его назначения он вправе заключать от имени должника договоры об оказании охранных услуг для обеспечения сохранности имущества должника и прекращать действие ранее, то есть до момента отстранения руководителя должника от должности, заключенных должником договоров.
На основании решения собрания кредиторов возможно введение внешнего управления с назначением арбитражным судом внешнего управляющего. Определение о назначении внешнего управляющего может быть обжаловано. Внешний управляющий, уполномоченный распоряжаться имуществом должника, также вправе заключать договоры об оказании охранных услуг и расторгать ранее заключенные договоры.
Суть конфликтов в этих случаях заключается в том, что внутренние и внешние управляющие принимали меры к замене охраны, не ставя в известность руководителей ЧОО о ходе обжалования их назначения судом и обжалования решений об отстранении прежнего руководителя должника. Недальновидность некоторых руководителей ЧОО, незнание ими законодательства, пренебрежение услугами юристов, нежелание изучить имеющиеся документы и понять содержание спора до принятия решения о срочном заключении договора об оказании охранных услуг или о сопротивлении другому ЧОО, а также личные амбиции влекут ошибки и неправомерные действия с обеих сторон и приводят к жесткому конфликту с применением насилия.
ГРУППА № 5
При споре между заказчиком строительства и генеральным подрядчиком необходимо помнить, что собственником (арендатором) земельного участка является заказчик строительства, а собственником строящегося объекта заказчик становится только после подписания акта приема-передачи построенного объекта.
В ходе строительства, до подписания акта приема-передачи построенного объекта заказчику, балансодержателем объекта является генеральный подрядчик. На объекте находятся инструменты, агрегаты, строительные машины, материалы и иное имущество, принадлежащее генеральному подрядчику. Поэтому заключение им от его имени договора об оказании охранных услуг правомерно.
В одних случаях договор об оказании охранных услуг заключает заказчик еще до начала строительства, в других — генеральный подрядчик после завоза на строительную площадку материалов.
В двух этих случаях оказание охранных услуг правомерно.
При возникновении между генеральным подрядчиком и Заказчиком имущественного спора о количестве затраченных средств (превышение или занижение сметы) генеральный подрядчик начинает затягивать подписание акта приема-передачи. Подобного рода дела могут рассматриваться арбитражными судами иногда годами. Если в ходе рассмотрения такого спора судом не принято решение о снятии или выставлении конкретной охраны, то приоритет имеет ЧОО, которое заключило договор об оказании охранных услуг первым.
В случае достижения согласия между руководителями ЧОО, осуществляющих охрану объекта, заказчиком строительства и генеральным подрядчиком возможна организация смешанной охраны объекта совместными усилиями.
ГРУППА № 6
При заключении договора об охране земельного участка, во избежание неправомерных действий по созданию препятствий проходу (проезда) на этот участок, находящийся в индивидуальном или совместном пользовании, необходимо внимательно изучить план всего земельного участка и договор заказчика об аренде земельного участка. План (калька), прилагаемый к договору аренды, должен в точности совпадать с планом, прилагающимся к договору об охране земельного участка.
Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Если территория земельного участка, охрану которого требует заказчик, шире, чем указанная в плане, прилагающемся к договору аренды, оказание охранных услуг должно быть ограничено территорией, указанной в договоре аренды. Во избежание конфликта проход (проезд) на остальную часть участка должен быть беспрепятственным.
ГРУППА № 7
В ряде случаев ЧОО продолжает охрану объекта, несмотря на требования заказчика.
В этом случае, если срок действия договора об оказании охранных услуг истек и действие договора не продлено, ЧОО обязано прекратить оказание охранных услуг и снять охрану с объекта.
Если же заказчик требует немедленного снятия охраны, а в соответствии с условиями договора предусмотрено иное, то на переговорах необходимо решить вопрос о выплате заказчиком неустойки, а в случае спора по этому вопросу решение должно быть принято арбитражным судом.
Перечень нормативных актов по вопросу участия ЧОП в гражданско-правовых спорах
- Уголовный Кодекс РФ (ст. 171 — Незаконное предпринимательство, ст. 203 — Превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб).
- Совместное Указание прокуратуры г. Москвы и ГУВД г. Москвы от 03.12.91 г. № 20 -109/91 и от 04.12.91 г. № 31 «О действиях милиции и прокуратуры при имущественных спорах между организациями».
- Совместное Указание прокуратуры г. Москвы и ГУВД г. Москвы от 18.09.92 г. № 20/4-92 и от 22.09.92 г. № 1/460 «О действиях прокуратуры и милиции при самоуправных посягательствах на имущественные объекты».
- Совместное Указание прокуратуры г. Москвы и ГУВД г. Москвы от 16.12.93 г. № 20-4-165/93 и от 17.12.93 г. № 1/457 «О действиях прокуратуры и милиции по пресечению противоправных посягательств на имущественные объекты».
- Указание УЛРР ГУВД г. Москвы от 07.07.95 г. № 92/950.6. Указание Мэрии г. Москвы от 09.12.96 г. № 4-9-14204/6 «О действиях органов Внутренних Дел и прокуратуры при обеспечении законности действий Внешних Управляющих».
- Указание руководства ГУВД г. Москвы в адрес МОБ ОУВД г. Москвы (телеграмма от 28.04.98 г. № 3533) «О мерах по пресечению вмешательства охранно-сыскных структур в гражданско-правовые споры юридических лиц».8. Указание ГУВД г. Москвы от 29.09.99 г. № 2/2-1037 «О взаимодействии службы судебных приставов Министерства Юстиции РФ и органов Внутренних Дел».
- Письмо зам. начальника УЛРР ГУВД г. Москвы заместителю начальника МОБ ГУВД г. Москвы от 26.03.2000 №92/5-47к «Об участии в конфликтных ситуациях между собственниками имущества».
- Указание ГУООП СОБ МВД «О направлении методических рекомендаций» от 21.02.2003 № 12/821.