Иркутское высшее военное авиационное инженерное ордена Красной Звезды училище имени 50-летия ВЛКСМ
Адрес
Страна | Союз Советских Социалистических Республик |
Союзная республика | Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика |
Регион | Иркутская область |
Район | — |
Населенный пункт | город Иркутск |
Улица | улица Советская |
Дом | 176 |
Краткая справка
1 мая 1931 года в городе Иркутске Иркутского округа Сибирского края (РСФСР, СССР) была основана 4-я Иркутская военная школа авиационных техников (4-я ВШАТ). Школа разместилась в недостроенных зданиях бывшего Иркутского военного училища Русской императорской армии. Решение об организации школы принимал лично Председатель Революционного Военного Совета (РВС) СССР и Народный комиссар по военным и морским делам Климент Ефремович Ворошилов, во время его инспекционной поездки по ряду гарнизонов Сибири. В мае 1932 года вышел первый номер школьной многотиражной газеты «За технику ОКДВА», такое название газете выбрали потому, что школа была единственным военно-учебным заведением технического профиля во всей Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии (ОКДВА). В октябре 1932 состоялся первый выпуск специалистов с присвоением звания «командир Красной Армии» и квалификации «авиационный техник». Начиная с 1932 года, школа ежегодно выполняла правительственные задания по обеспеченью специальных перелетов, так в 1938 году, во время военного конфликта с японской императорской армией в районе озера Хасан в Приморском крае, курсанты школы и преподаватели ремонтировали и обслуживали самолеты-бомбардировщики СБ, которые участвовали в боевых действиях. В 1934 году школа завоевала переходящее Красное Знамя за лучшую организацию спортивно-массовой работы среди войск Забайкальской группы ОКДВА. В октябре 1935 года группа байдарочников школы прошла более девяти тысяч километров от озера Байкала по рекам, озерам и каналам до города Москвы (СССР).
13 мая 1938 года школа была переименована в Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ), начальником которого был назначен военинженер 2-го ранга Константин Васильевич Иващенко. В феврале 1941 года училище реформируется в Иркутскую военную авиационную школу авиационных механиков (ИВАШАМ). В период Великой Отечественной войны в производственных мастерских школы, позже ставших Заводом 403 Гражданской авиации, восстанавливали самолеты и авиационные двигатели для авиации действующей армии.
В 1949 году школа реформируется в Иркутское военное авиационно-техническое училище (ИВАТУ), в котором велась подготовка авиационных техников для реактивной авиации. В 1952 году, во время XV Летних Олимпийских игр в городе Хельсинки провинции Уусимаа (Финляндская Республика), офицер училища бегун на средние дистанции Георгий Гаврилович Иванкин получил перед стартом травму, из-за того, что один из соперников наступил ему шиповкой на ногу. Несмотря на сильную боль спортсмен пробежал всю дистанцию, но травма помешала ему занять призовое место. В октябре 1968 года училищу было присвоено почетное наименование 50-летия ВЛКСМ.
В 1975 году училище получило статус высшего военно-учебного заведения и стало наименоваться Иркутским высшим военным авиационным инженерным училищем имени 50-летия ВЛКСМ, со сроком обучения пять лет. В училище были сформированы: факультет летательных аппаратов, факультет авиационного оборудования, научно- исследовательская лаборатория (НИЛ-1) и научно- исследовательская лаборатория (НИЛ-2). С 20 февраля по 6 марта 1975 года группа курсантов и офицеров училища прошла агитационным лыжным переходом в честь тридцатилетия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, по маршруту от реки Ангары до реки Лены. В октябре 1978 года на базе лаборатории ЭВМ был организован вычислительный центр училища. Курсанты училища, в рамках отведенного учебным планом времени, на первом курсе стали изучать алгоритмические языки программирования Паскаль и Бейсик, а ЭВМ стали применяться командованием для управления учебно-воспитательным процессом. В 1986 году была введена в строй первая очередь станции испытаний авиационных двигателей. В 1987 году организован факультет радиоэлектронного оборудования. В 1988 году при училище была открыта адъюнктура.
После распада СССР училище было расформировано в 2009 году.
В училище реализовывались учебные программы по подготовке специалистов инженерно-авиационного обеспечения для ВВС. Срок обучения в училище составлял пять лет.
Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца и вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища.
Выпускаемые специалисты
Инженер группы по самолетам и двигателям | ||
Инженер группы по авиационному вооружению | ||
Инженер группы по авиационному оборудованию | ||
Инженер группы по радиоэлектронному оборудованию |