Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище летчиков имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР В.М. Комарова
Адрес
Страна | Союз Советских Социалистических Республик |
Союзная республика | Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика |
Регион | Краснодарский край |
Район | — |
Населенный пункт | город Ейск |
Улица | улица Октябрьская |
Дом | 292 |
Краткая справка
18 мая 1915 года помощник морского министра и начальник Морского Генерального Штаба вице-адмирал Александр Иванович Русин обратился в воздухоплавательное отделение Морского Генерального Штаба с указанием открыть офицерскую школу морской авиации. 28 июля 1915 года в Петрограде, на территории Петроградского торгового порта на дамбе Гутуевского острова, в присутствии Великого Князя Александра Михайловича, состоялся торжественный молебен по случаю открытия Офицерской школы Морской авиации. Обучение личного состава школы проводилось на гидросамолетах М-5 конструкции Дмитрия Павловича Григоровича, а также на французских летающие лодки FBA. Обучение в школе проводилось в два этапа: на Гутуевском острове проводились учебные полеты, а теоретическую часть изучали на курсах при Петроградском политехническом институте. С 25 февраля 1917 года школа стала именоваться 2-м дивизионом Воздушной бригады особого назначения флотилии Северного Ледовитого океана, в июле того же года школа была переведена в город Ораниенбаум Петроградской губернии (Российская империя), где в ее состав влился Чудской гидроавиационный отряд Воздушной дивизии Балтийского моря (ЧАГО ВДБМ).
После Октябрьской революции в марте 1918 года школа была переведена в город Нижний Новгород Нижегородской губернии (РСФСР) и переименована в Нижегородскую школу морской авиации. В городе Нижний Новгород нефтеналивная баржа «Евпраксия» была переоборудована в плавучую базу-школу для курсантов. На барже были построены помещения для хранения гидросамолетов, подсобные помещения и ремонтные мастерские. В начале 1919 года баржа-база была отбуксирована по воде в город Самару Самарской губернии (РСФСР), где она оставалась до окончания Гражданской войны. Одновременно с этим, в Петрограде на Крестовском острове была сформирована новая Школа морской авиации имени Л.Д. Троцкого. В июне 1920 года обе школы были объединены в Военно-морскую школу авиации имени Л.Д. Троцкого, с дислокацией в городе Самара.
В марте 1922 года, на основании телеграммы начальника Главного управления Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота (Главвоздухофлот), школа была переведена в город Севастополь Крымской АССР (РСФСР) в бухту Круглая, где школа была размещена в полуразрушенных помещениях гидроавиационной станции Черноморского флота, позже школа перебазировалась в Килен-бухту, где имелись ангары и помещения мастерских. С мая 1923 года школа стала именоваться Высшей школой красных морских летчиков имени Л.Д. Троцкого. С 1927 года школа стала готовить летчиков-наблюдателей (летнабов, штурманов). В январе 1928 года, в связи с внутрипартийной борьбой, из наименования школы было изъято имя Троцкого. В 1929 году в школу поступили поплавковые самолеты-разведчики MP-1, а авиаотряды были переформированы в учебные эскадрильи. Позже школу перебазировали в бухту Голландия. С августа 1930 года школа стала именоваться Высшей школой морских летчиков и летнабов ВВС РККА и ей присвоили почетное имя руководителя государства Иосифа Виссарионовича Сталина.
В середине лета 1931 года школа перебазировалась в город Ейск Северо-Кавказского края (РСФСР, СССР). В это время для обучения курсантов стали применяться колесные самолеты Р-1, а также истребители И-15, И-16, бомбардировщики СБ и итальянские летающие лодки «Савойя». В 1936 года школа стала именоваться Военной школой летчиков морской и сухопутной авиации имени И.В. Сталина, но в связи с подчинение школы начальнику Морских Сил, с весны 1937 года школа была преобразована в Военно-морское авиационное училище имени И.В. Сталина. На побережье Азовского моря на Ейской косе для училища был построен гидроаэродром.
С началом Великой Отечественной войны в состав училища вошла эскадрилья гидросамолетов МБР-2 из состава Военно-морского минно-торпедного авиационного училища имени С.А. Леваневского, которая совершила перелет из города Николаева Николаевской области (Украинская ССР, СССР). В июле 1941 года на базе личного состава и авиационной техники расформированного учебного авиационного полка Севастопольских Высших курсов усовершенствования начальствующего состава (ВКУНС) Авиации ВМФ при училище была сформирована авиационная эскадрилья переучивания. В сентябре 1941 года училище было эвакуировано в город Моздок Северо-Осетинской АССР (РСФСР, СССР), кроме двух эскадрилий гидросамолетов, которые были передислоцированы на реку Волгу в район сел Никольское и Комаровка Камызякского района Астраханской области (РСФСР, СССР), где на их базе было сформировано Военно-морское авиационное училище морских пилотов. В ноябре 1942 года училище из города Моздока передислоцируется в село Борское Куйбышевской области (РСФСР, СССР), где училище находилось до 1944 года и готовило пилотов на разведчиках-бомбардировщиках Р-10. Вернувшись из эвакуации училище стало готовить летчиков истребительной авиации на самолетах Як-9 и Ла-7.
24 июля 1943 года за успехи, достигнутые в деле подготовки летных кадров для морской авиации, и в честь двадцатипятилетия со дня создания, указом Президиума Верховного Совета СССР училище было награждено орденом Ленина.
С 1951 года училище стало готовить летчиков на реактивные истребители МиГ- 15. С 1957 года, на основании приказа Министра обороны СССР, училище стало называться Ейским ордена Ленина военно-авиационным училищем имени И.В. Сталина. В 1959 году училище получает статус высшего военно-учебного заведения и именуется Ейским ордена Ленина высшим военно-авиационным училищем летчиков имени И.В. Сталина, со сроком обучения четыре года. Выпускникам стали присваивать квалификацию «летчик-инженер». Для повышения уровня образования действующих офицеров летного состава в училище было открыто заочное отделение. 30 декабря 1961 году, после разоблачения «культа личности Сталина», на основании приказа Министра обороны СССР и в соответствии с решением Центрального Комитета КПСС, из наименования училища было удалено имя Сталина. В августе 1962 года в училище поступил новые сверхзвуковой высотный истребитель Су-7 и истребитель-бомбардировщик Су-7Б, а также чехословацкие учебно-тренировочный реактивные самолеты первоначальной подготовки Л-29 «Дельфин». В мае 1967 года училищу было присвоено почетное имя летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза инженера-полковника Владимира Михайловича Комарова. С 1981 года основным учебным самолетом стал истребитель-бомбардировщик Су-17. В период с 1983 года по 1986 год курсантов исключительно из лиц окончивших первоначальное обучение на самолетах Л-29 в учебных авиационных центрах (УАЦ) ДОСААФ. В 1986 году в учебные авиационные полки училища, на смену Л-29 «Дельфин», стали поступать чехословацкие реактивные учебно-тренировочные самолеты Л-39 «Альбатрос». Училище готовила летные кадры для авиации ВМФ, недаром город Ейск называли «тещей морской авиации», так как курсанты, в большинстве случаев, женились на местных девушках.
После распада СССР училище было расформировано в 2011 году.
В училище реализовывались учебные программы по подготовке летчиков морской истребительно-бомбардировочной авиации с присвоением квалификаций «летчик-инженер». Срок обучения в училище составлял четыре года.
Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца и вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища.
Выпускаемые специалисты
Летчик самолета истребителя-бомбардировщика Су-17 |