Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище имени Яна Фабрициуса
Адрес
Страна | Союз Советских Социалистических Республик |
Союзная республика | Латвийская Советская Социалистическая Республика |
Регион | — |
Район | Даугавпилсский район |
Населенный пункт | город Даугавпилс |
Улица | улица Двинская (Даугавпилсская крепость) |
Дом | — |
Краткая справка
В 1948 году, на основании директивы Генерального штаба ВС СССР от 4 октября 1947 года, в городе Даугавпилсе Даугавпилсского района (Латвийская ССР, СССР) было сформировано Двинского военного авиационного технического училища спецслужб Дальней авиации (ДВАТУссДА), со сроком обучения два года. Училище разместилось на территории Даугавпилсской (Двинской) крепости, заложенной в 1810 году русским императором Александром I в преддверии войны с французским императором Наполеоном.
Первым начальником училища был назначен инженер-полковник Виктор Григорьевич Сипачев. Занятия в училище начались 1 ноября 1948 года, а уже через год состоялся первый выпуск офицеров, из роты «казанцев», курсантов переведенных для окончания обучения из Казанского авиационно-технического училища Дальней авиации. Первоначально в училище изучали материальную часть и спецоборудование советских самолетов Ил-4 и Ли-2, а также американских самолетов В-17, В-24 и В-25, а с начала 1950-х годов стали изучать самолеты Ту-4, которые были способны нести ядерной оружие. 23 февраля 1949 года заместитель командующего Дальней авиации генерал-лейтенант авиации Филипп Федорович Веров вручил училищу Боевое Знамя.
10 сентября 1952 года училище было преобразовано в Двинское военное авиационное радиотехническое училище (ДВАРТУ), со сроком обучения три года. В 1955 году выпускники впервые получили дипломы нормального военного училища (общесоюзного образца), с квалификацией «техник по радиотехническому оборудованию», «техник по электрооборудованию», техник по авиационным приборам», «техник по фотооборудованию», «техник по станциям радиоразведки». Училище перешло на изучение самолетов МиГ-17, Ил-28, Ту-4 и Ту-16.
В сентябре 1960 года училище было передано в состав Войск ПВО страны и стало именоваться Двинским военным авиационным радиотехническим училищем ПВО (ДВАРТУ ПВО). В училище готовили специалистов для инженерно-технической службы истребительной авиации ПВО, в том числе техников по обслуживанию самолетов и двигателей, авиационного вооружения, авиационного оборудования и радиооборудования самолетов. В училище, в тот период, изучали следующие самолеты: истребители-перехватчики Миг-19, Су-9 и Як-28П, а также дальний перехватчик Ту-128. 1 декабря 1962 года училище было переименовано в Даугавпилсское военное авиационное радиотехническое училище ПВО. В марте 1968 года приказом Министра обороны СССР училищу было присвоено почетное имя выдающегося деятеля Красной Армии Яна Фрицевича Фабрициуса. А в апреле того же года училище было переименовано в Даугавпилсское авиационно-техническое училище ПВО имени Яна Фабрициуса (ДАТУ ПВО). В 1973 году штаб училища был переведен в Комендантский дом по улице Офицерской дом № 7, в котором в свое время останавливались Высочайшие особы при посещении города с прежними названиями — Динабург и Двинск), перед штабом был устроен новый плац училища с трибуной из гранитных камней, а установлено крыло самолета с барельефом Я.Ф. Фабрициуса. 23 февраля 1973 года училище отметило свое двадцатипятилетие. На территории училища был установлен на постаменте с самолетом МиГ- 19 с символическим бортовым номером 25.
В июне 1975 года училище получило статус высшего военно-учебного заведения и стало именоваться Даугавпилсским высшим авиационным инженерным училищем ПВО имени Яна Фабрициуса (ДВАИУ ПВО). В феврале 1980 года училище было передано в состав ВВС и переименовано с добавлением в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище имени Яна Фабрициуса (ДВВАИУ). В 1982 году выпускники впервые получили знаки об окончании высшего военного училища уже нового образца, до этого получали знаки образца 1961 года.
В училище было четыре факультета: факультет самолетов и двигателей, факультет авиационного вооружения, факультет авиационного оборудования и факультет радиоэлектронного оборудования. К середине 1980-х годов курсанты изучали боевую авиационную технику следующего поколения самолеты-истребители Су-27 и МиГ-31. На учебном аэродроме училища находился возращенный самолет МиГ-25, который летчик-перебежчик Виктор Иванович Беленко в 1976 году угнал в Японию. Приказом Министра обороны СССР в феврале 1986 года училище было возвращено в состав Войск ПВО страны.
После распада СССР училище оказалось на территории Латвии и было расформировано в 1993 году, учебно-материальная часть, вооружение, преподаватели и курсанты училища были выведены на территорию РФ, и вошли в состав Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища ПВО имени маршала авиации Судца.
В училище реализовывались учебные программы по подготовке специалистов инженерно-авиационного обеспечения истребительной авиации ПВО. Срок обучения в училище составлял пять лет.
Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца и вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища.
Выпускаемые специалисты
Инженер группы по самолетам и двигателям | ||
Инженер группы по авиационному вооружению | ||
Инженер группы по авиационному оборудованию | ||
Инженер группы по радиоэлектронному оборудованию |