Беляков Г.И.
Охрана труда и техника безопасности
Издательство «Юрайт», Москва, 2016 год, 404 страницы.
Содержание
Предисловие
- Введение в дисциплину.
- Организация работ по охране труда.
- Производственная санитария.
- Техника безопасности.
Аннотация
Курс «Охрана труда», ранее называвшийся «Техника безопасности и охрана труда», читается в вузах России с 1929 г. Введенная в 1990 г. учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» должна была объединить два курса: «Охрана труда» и «Гражданская оборона» и в общем-то сохранить их практическое содержание. Однако получилось так, что в соответствии с рекомендованными программами обучения она встала над этими дисциплинами, превратившись в своеобразную теоретическую надстройку, менее пригодную для использования в реальной производственной деятельности и меньше опирающуюся на нормативно-правовые документы, регламентирующие всю систему предупреждения травматизма в реальном производстве. На производстве же понятие «Безопасность жизнедеятельности» не используется. Многочисленные федеральные законы, постановления Правительства РФ, правила, инструкции, инструктажи и другие официальные документы оперируют только понятием «охрана труда» и направлены на защиту работников от травм и профзаболеваний. «Безопасность жизнедеятельности» в рекомендуемом виде этой задачи уже не решает. На производстве не предусматривается должности инженера по безопасной жизнедеятельности, однако существует должность инженера по охране труда. Руководители и специалисты предприятий в соответствии с действующим законодательством несут персональную ответственность за состояние охраны труда в своих подразделениях, а не за состояние «безопасной жизнедеятельности». Чтобы управлять этим процессом, они должны знать реальные требования охраны труда, однако соответствующие знания программа курса «Безопасность жизнедеятельности» почти не предоставляет. И наконец, согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ТК РФ) государство среди основных направлений своей политики в области охраны труда считает подготовку специалистов по охране труда, а не по безопасной жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности в предлагаемом виде — это дисциплина общепознавательного плана. Она, безусловно, нужна и очень важна для учащихся общеобразовательных школ. В вузах же для подготовки инженеров и технологов производства, по нашему мнению, следует преподавать только ее практическую, производственную часть, т.е. «Охрану труда» (как это и было раньше). Но излагать ее нужно более конкретно, с учетом существующих нормативных требований к каждой отрасли, профессии, квалификации, по которым ведется подготовка специалистов. Необходимо обращать внимание в первую очередь на те требования, которые напрямую влияют на улучшение условий труда и снижение травматизма, выполнение которых является прямой обязанностью работодателей и работников, за невыполнение которых они несут персональную ответственность, в том числе и уголовную. Однако именно такой информации недостает в большинстве современных учебников.
Что касается «Безопасности в чрезвычайных ситуациях», то с этим разделом дисциплины обучающихся лучше знакомить отдельно, в самостоятельной дисциплине, как это было раньше, в курсе «Гражданская оборона». Если же рассмотренные дисциплины все же соединять в одну, то нужна серьезная переработка рекомендованной программы с целью ее приближения к реальным требованиям производства, и особенно — охраны труда. Отметим, что это потребует и увеличения числа учебных часов, отводимых на такую совмещенную дисциплину. Предлагаемый вашему вниманию учебник содержит именно такой расширенный материал.
В предлагаемый курс вошли вопросы организации работ по охране труда, производственной санитарии, технике безопасности, электробезопасности, пожарной безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях, доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.
Третье издание учебника, которое мы предлагаем вашему вниманию, значительно расширено и переработано. Внесены изменения, связанные с выходом большого количества новых нормативных документов, обновлена статистика по всем разделам.
По просьбам заведующих кафедрами и ведущих преподавателей данной дисциплины, участвовавших в семинаре, проходившем в 2012 г. в Тверской государственной сельскохозяйственной академии, был введен ряд новых подразделов, что позволило использовать данный учебник при обучении студентов не только по агроинженерным, но и по другим техническим и электротехническим специальностям. Был изменен порядок расположения отдельных глав и разделов с целью повышения логики их понимания.
Третье издание данного учебника направлено в том числе на практическую организацию работ по охране труда и пожарной безопасности на предприятиях. В этой связи оно может быть полезным руководителям и специалистам предприятий.
Материал изложен с учетом значительного практического опыта автора, создававшего и в течение многих лет руководившего государственной инспекцией труда в Тверской области, связанного с надзором и контролем за состоянием охраны труда на предприятиях. Поэтому учебник широко иллюстрирован статистическими данными, примерами из надзорной практики, анализом допускаемых нарушений, примерами несчастных случаев.