Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
Адрес
Страна | Союз Советских Социалистических Республик |
Союзная республика | Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика |
Регион | Саратовская область |
Район | Балашовский район |
Населенный пункт | город Балашов |
Улица | улица Поселок Балашов-3 (улица Гарнизонная) |
Дом | — |
Краткая справка
22 октября 1930 года, на основании приказа Главной инспекции Гражданского воздушного флота (ГВФ) в городе Балашове Балашовского округа Нижне-Волжского края (РСФСР, СССР) создается 3-я Объединенная школа пилотов и авиационных техников ГВФ, со роком обучения для пилотов полтора года, для техников два года. Первым начальником школы был назначен военный летчик Павел Александрович Блинов. В школу принимались мужчины и женщины в возрасте о восемнадцати до двадцати трех лет. Студенты обеспечивались стипендией: на курсе пилотов – сто рублей, на курсе техников – семьдесят рублей. Были составлены учебные программы и подготовлены учебные пособия по всем дисциплинам. В мае 1931 года начали прибывать учебные самолеты У-2, Р-1 и П-5, а из резерва Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) прибыли летчики-инструкторы и техники в количестве одиннадцати человек. В начале лета в школу стали прибывать на курс пилотов курсанты их аэроклубов ОСОАВИАХИМ, бортовые механики ГВФ, которые сразу же приступили к полетам. Вместе с тем продолжалось строительство жилого дома в городе, учебного и административного корпусов в авиагородке. В августе 1931 года состоялся первый выпуск специалистов ГВФ. В школе появляется воя многотиражная газета «Взлет». С 23 февраля 1932 года в школе отменяется должность «студент» и вводится должность «курсант», обучение на учебную программу для школ Военно-Воздушных сил (ВВС) РККА. Курсанты школы сводятся в батальоны, роты и взводы, под командованием кадрового командного состава ВВС РККА. Школа неоднократно проводила выставку-демонстрацию населению самолетов ГВФ. 2 мая 1932 года двадцать два самолета школы, под командованием командира учебной эскадрильи Леонара Густовича Крузе, совершили перелет из города Балашова в город Саратов Саратовской области (РСФСР, СССР). В 1933 году в штат школы вводится политический отдел. Зимой 1934 года летный состав школы приступил к выполнению прыжков с парашютом, в это же время в школу поступаю планеры и курсанты приступили к полета на планерах, которые проходили на планерной станции у села Большой Мелик Нижне-Волжского края (РСФСР, СССР). С апреля 1934 года была изменена система выплаты стипендий курсантам, которая теперь завесила от успеваемости, и менялась от ста пятнадцати рублей за отличную учебу до двадцати пяти рублей, за посредственные успехи. Была введена повышенная стипендия имени Героев Советского Союза. С 1934 года в школе стала формироваться Государственная комиссия для приема экзаменов, на которые выносились следующие дисциплины: техника пилотирования на самолетах У-2 и П-5 по слепым и ночным полетам; материальная часть и эксплуатация самолетов У-2, П-5 и моторов М-11, М-17; аэронавигационная подготовка. В начале 1936 года курсанты-девушки переводятся в Батайскую школу ГВФ для продолжения дальнейшей учебы. Летом 1938 года школа получила учебные самолеты УТ-1, УТ-2, УТ-6, П-3ЕТ и СТ-3.
16 июля 1939 года школа была переименована в Балашовское летное училище ГВФ, а августе того же года училище было передано из подчинения ГВФ в подчинение ВВС РККА. В это же время в город Балашов перебазировалась 27-я Читинская военная школа пилотов, которая вошла в состав училища. Приказом народного комиссара СССР от 28 декабря 1939 года училищу было присвоено наименование Балашовская военная авиационная школа. В школе было сформировано четыре учебных авиационных эскадрильи, в эскадрильи по два отряда, в отряде по четыре звена, в звене три учебных группы. В апреле 1940 года школа приступила к летному обучению курсантов по программам ВВС РККА. Полеты осуществлялись как с центрального аэродрома в городе Балашове, так и с и лагерных аэродромов, располагавшихся в селе Устиновка Балашихинского района, в селе Малая Грязнуха Балашовского района, в селе Ковалевка Самойловского района Саратовской области. В августе 1940 года было закончено обучение курсантов на самолетах У- 2 и Р- 5 и обучение осуществлялось на выпускном самолете – скоростном бомбардировщике СБ. В октябре того же года, был произведен первый выпуск летчиков с присвоением воинского звания «лейтенант». В конце 1940 года, на основании приказа Народного комиссара обороны СССР, было введено в действие «Положение о прохождении службы летно-технического состава ВВС КА», в соответствии с которым летные и технические школы ВВС стали выпускать не офицеров, а сержантов. Школа готовила летный состав бомбардировочной и штурмовой авиации. Весной 1941 года в результате диверсии на аэродроме сгорел ангар с находящимися в нем самолетами Р-5.
С началом Великой Отечественной войны на базе школы стали формировать строевые авиационные части. Личный состав школы испытывал большие трудности, особенно, в первую военную зиму. Эскадрильи, которые летом работали на лагерных аэродромах, были оставлены на аэродромах зимовать в палатках и землянках. Ухудшилось материально-техническое и продовольственное снабжение курсантов. В 1942 году школа начала готовить летчиков-штурмовиков на самолеты Ил-2. В связи с приближением фронта в сентябре 1942 года большая часть школа была эвакуирована в город Славгород Алтайского края (РСФСР, СССР), где она находилась всю войну, затем была объединена с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия, и в июле 1946 года расформирована. На оставшейся в городе Балашове базе, в августе 1943 года, была сформирована 2-я Военная авиационная школа первоначального обучения (2-я ВАШПО), со сроком обучения семь месяцев.
Преподавательский и инструкторский (постоянный) состав школы прибыл из других школ ВВС РККА. Переменный состав (слушатели) был сформирован в следующем качестве: первые две учебные авиационные эскадрильи состояли из офицеров-политработником, прибывших на переподготовку, третья учебная эскадрилья была укомплектована сержантами, переведенными с расформированных курсов заместителей командиров рот по политчасти. Кроме того, была сформирована запасная курсантская рота из бывших курсантов Вольской школы авиамехаников. Обучение осуществлялась на самолетах УТ-2.
На основании постановления Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 22 декабря 1943 года на базе 2-ой ВАШПО была сформирована 2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов (2-я БВАШП), а часть 2-ой ВАШПО была передислоцирована в город Ртищево Ртищевского района Саратовской области (РСФСР, СССР), где она в июле 1945 года была расформирована. Обучение в новой школе велось на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. 2 апреля 1945 года школе было вручено Боевое Знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР.
25 июля 1945 года школа была переименована во 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС РККА. Директивой Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 10 октября 1947 года школа бала передана в состав Дальней авиации. В училище поступила новая учебная авиационная техника: самолеты Ил-4, Ут-2, Як-18 и Ли-2. Структура училища представляла собой учебную авиационную дивизию: 1-й учебный авиационный полк дислоцировался в городе Балашове и осуществлял обучение на самолетах Ил-4; 2-й учебный авиационный полк дислоцировался в городе Ртищево и осуществлял обучение на самолетах УТ-2 и Як-18; 3-й учебный авиационный полк дислоцировался в городе Петровске Петровского района Саратовской области (РСФСР, СССР) и осуществлял обучение на самолетах Ил-4; 4-й учебный авиационный полк дислоцировался в городе Балашове и осуществлял обучение на самолетах УТБ-2; 5-й учебный авиационный полк дислоцировался в городе Ртищево и осуществлял обучение на самолетах Ли-2.
5 января 1948 года училище было переименовано в Балашовское военное авиационное училище летчиков-бомбардировщиков Дальней авиации ВС СССР. С январе 1950 года по март 1951 года при училище действовали курсы по подготовке командиров кораблей на самолете Ли-2 из состава летчиков Дальней авиации. По ходатайству командования училища приказом Министра обороны СССР был перенесен годовой праздник училища с 1 мая на 15 июля. К концу 1951 года училище полностью перешло к обучению курсантов на самолеты Ли-2. В июне 1954 года училище было переименовано в Балашовское военное авиационное училище летчиков, для подготовки летного состава Военно-транспортной авиации. В период с1956 года по 1958 год в училище проходили обучение два экипажа армии Демократической Республики Вьетнам на самолетах Ил-14 и Ан-2. В 1959 года училище осуществило последний выпуск летчиков по программе среднего военного училища на самолеты Ил-14.
На основании приказа Министра обороны СССР от 25 мая 1959 года училище получило статус высшего военно-учебного заведения и наименование — Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. Начальником училища в тот период был генерал-майор авиации Николай Григорьевич Афонин. В 1959 году в училище впервые проведены конкурс вступительные экзамены и первый курс был укомплектован юношами из числа гражданской молодежи и выпускниками Каменской военного авиационного училища первоначального обучения летчиков (ВАУПОЛ). Курсантам предстояло пройти обучение по программе высшего военного авиационного училища и получить квалификацию «летчик-инженер». В 1960 году, в связи с мероприятиями по сокращению Вооруженных Сил СССР, из училища было уволено большое количество квалифицированных летчиков-инструкторов, что сказалось на учебном процессе. В училище формируется учебный авиационный полк для обучения курсантов на самолетах Ил-12. Первоначальная летная подготовка стала проводится на самолетах Як-18А и Як-18У. В 1966 году началась подготовка на реактивных самолетах первоначального обучения Л-29 и транспортных самолетах Ан-24. в 1967 году при училище была создана Балашовская школа юных космонавтов имени А.А. Леонова.
В 1970-е годы последовательно вводились ремонты взлетно-посадочных полос учебных аэродромов в городах Балашове, Петровске и Ртищево. Оборудование этих аэродромов современными системами посадки позволило летать днем и ночью, в сложных метеоусловиях, в любое время года. Училище перешло на подготовку летчиков на самолетах Ан-26, Ан-12 и Ил-76. При изучении больших военно-транспортных самолетов, типа Ан-12 и Ил-76, курсанты сначала направлялись для наземной отработки практических вопросов эксплуатации этих самолетов, а затем для летной стажировки в строевые части ВВС. Войсковая стажировка позволила установить прочную обратную связь с командованием, штурманским и инженерным составом строевых частей. Начиная с 1973 года, летчики училища оказывали помощь развивающимся странам на африканском континенте в перевозке народнохозяйственных грузов, где пришлось эксплуатировать авиационную технику в трудных условиях: высокая температура воздуха, тропические ливни, пыльные бури и другие явления, с которыми впервые столкнулись экипажи самолетов.
В 1974 году к тридцатилетнему юбилею училища перед главным учебным корпусом была отстроена площадь, а на постаменте установлен самолет Ил-14. Площадь получила название Юбилейная. На этой площади принималась присяга у молодых курсантов и проходила церемония выпуска из училища. В 1975 году был открыт музей училища. В 1977 году училищу было присвоено почетное имя дважды Героя Советского Союза, Главною маршала авиации Александра Александровича Новикова. На каждой кафедре применялись технические средства обучения, но особенно большой эффект давали летные тренажеры, которые позволяли имитировать полеты и управление всеми агрегатами самолета и двигателя. Заниматься на самолетных тренажерах курсанты начинали одновременно с началом занятий по изучению авиационной техники на втором курсе училища. Перед полетами в полку первоначального обучения курсанты летали на тренажерах самолета Л-29 и Л-410, а затем на третьем курсе летали на тренажерах самолета Ан-24.
После распада СССР училище в 1998 году реорганизуется в Балашовский военный авиационный институт, а в 2002 году в четвертый авиационный факультет Краснодарского военного авиационного института.
В училище реализовывались учебные программы по подготовке летчиков военно-транспортной авиации с присвоением квалификаций «летчик-инженер». Срок обучения в училище составлял четыре года.
Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца и вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища.
Выпускаемые специалисты
Летчик транспортных самолетов Ан-12, Ан-26 и Ил-76 |