43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации
Адрес
Страна | Союз Советских Социалистических Республик |
Союзная республика | Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика |
Регион | Рязанская область |
Район | — |
Населенный пункт | город Рязань |
Улица | улица Белякова |
Дом | 9 |
Краткая справка
Свою историю центр с сентября 1940 года, когда приказом Народного комиссара обороны СССР в городе Рязань Рязанской области (РСФСР, СССР) на аэродромном узле «Дягилево–Ряжск» началось формирование 1-ой Высшей школы штурманов ВВС Красной Армии. Первым начальником школы был назначен генерал-майор Александр Васильевич Беляков, штурман легендарного экипажа Валерия Павловича Чкалова на самолете АНТ-25. Формирование школы велось на базе 167-го резервного авиационного полка на самолетах И-16 и УТИ-4, кроме того, в состав школы вошли шесть бомбардировочных эскадрилий на самолетах ДБ-3Б, ТБ-3, СБ. Срок обучения составлял семь месяцев. Необходимость повышения уровня подготовки штурманов стала очевидной после анализа вооруженных конфликтов 1930-х годов. Роль штурмана в составе экипажа резко возросла, так как именно штурман отвечает за применение оружия. Нагрузка в полете на штурманов даже современных стратегических ракетоносцев равна, как минимум, нагрузке на летчика.
С началом Великой Отечественной войны в июле 1941 года из личного состава школы был сформирован 1-й дальний разведывательный авиационный полк Главного Командования ВВС. В октябре 1941 года школа была эвакуирована в город Карши Кашкадарьинской области (Узбекская ССР, СССР), а истребительный отдел школы был эвакуирован в город Аджикабул Аджикабульского района (Азербайджанская ССР, СССР). В эвакуации школа готовила следующих авиационных специалистов: летчик, авиационный штурман, воздушный стрелок-радист, воздушный стрелок, Срок обучения составлял от трех до пяти месяцев. Подготовка шла на самолетах У-2 и ДБ-3. В феврале 1942 года школу переименовывают в 1-ю Высшую школу штурманов и летчиков авиации Дальнего действия. Осенью 1943 года школу переводят в город Троицк Челябинской области (РСФСР, СССР). В феврале 1944 года школа возвращается из эвакуации в город Рязань. В марте 1944 года в очередной раз изменилось наименование школы и она стала называться 1-я Рязанская высшая офицерская школа ночных экипажей авиации Дальнего действия. Школа переводилась на новый штат и в ней формируются четыре учебных авиационных полка на самолетах Ил-4, а также эскадрилья тяжелых самолетов Ли-2. В декабре 1944 года снова, из-за реорганизации Дальней авиации, изменилось название школы — 1-я Рязанская высшая офицерская школа ночных экипажей ВВС Красной Армии.
С сентября 1946 года школа стала именоваться 1-я Рязанская Высшая авиационная офицерская школа Дальней авиации (ДА), а в октябре 1947 года школа получает новое название — Рязанская военная авиационная офицерская школа боевого применения Дальней авиации. Срок обучения в школе составлял один год. 3 июля 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР, школе было вручено Боевое Знамя части, в том же году слушатели стали переучиваться на бомбардировщики В-25 и Ту-4. В 1951 году в составе школы были организованы курсы по подготовке командиров кораблей Ли-2 из числа офицеров-летчиков Специальной группы Дальней авиации, проходивших летную тренировку в подразделениях Гражданского Воздушного флота.
В апреле 1954 года школа переименовывается в 30-ю Военную авиационную школу боевого применения Дальней авиации, а в1958 году школа реорганизуется в 30-е Центральные курсы подготовки летного состава Дальней авиации. В 1961 году курсы становятся Летным центром боевого применения и подготовки командиров кораблей Дальней авиации, в парке центра появляются самолеты ТУ-16 различных модификаций и Ил-14. Эпопея с переименованиями завершилась в 1968 году, когда центр получил свое окончательное название — 43-й Центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации.
В 1988 году в центре стали переучивать на самолеты Ту-22. В 1990 году в состав центра был включен Краснознаменный центр ВВС из город Канск Красноярского края (РСФСР, СССР), который занимался подготовкой воздушных стрелков.
Обучение в центре начиналось в учебных классах, затем летный состав под наблюдением опытных наставников отрабатывал элементы пилотирования на тренажерном комплексе, и только после этого экипажи допускались к самостоятельному выполнению учебно-тренировочных полетов на боевых самолетах. Полетные задания на тренажерах включали в себя все операции, выполняемые в реальном полете, в том числе боевые. Во время полетов отрабатывались следующие элементы: выруливание на полосу, взлет, полет по кругу, посадка, дозаправка в воздухе, имитация нештатных ситуаций и действия по выходу из них.
Выпускаемые специалисты
Командир корабля ДА ВВС | ||
Летчик ДА ВВС | ||
Авиационный штурман ДА ВВС | ||
Бортинженер ДА ВВС | ||
Воздушный стрелок ДА ВВС | ||
Инженерно-технический состав ДА ВВС | ||
Специалист наземных аэродромных служб |